Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 21 января 2009 г. N А10-4066/08
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Емелиной Ирине Степановне о привлечении к административной ответственности. При участии: от заявителя: Заиграева Татьяна Александровна, доверенность N 01-01 от 11.01.2009; от ответчика: не явился, заказное письмо вручено 30.12.2008.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2009 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ИП) Емелиной Ирины Степановны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил суду, что в ходе проверки деятельности ИП Емелиной И.С. установлено нарушение лицензионных требований и условий, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела ответчик в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит заявление о привлечении к административной ответственности подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела Емелина Ирина Степановна 20 июля 1962 года рождения, уроженка г. Улан-Удэ Республики Бурятия, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 000847308 за основным государственным регистрационным номером 304032625700213, ИНН 032400141545.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии N АСС 03 004182 от 04 ноября 2004 года на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданной сроком действия до 03 ноября 2009 года.
Согласно п.п.2 п.4, п.п.3 п.8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 515 от 11 июля 2002 года, к полномочиям отделений Российской транспортной инспекции отнесено осуществление контроля за исполнением субъектами транспортного комплекса, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также лицензионных требований и условий.
В соответствии с Приказами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N НА-174фс от 16 сентября 2004 года и N АН-372фс от 22 декабря 2004 года, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия является территориальным органом ФСНСТ, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, является правопреемником Бурятского республиканского отделения Российской транспортной инспекции.
Права должностных лиц органов транспортного контроля и надзора по составлению протоколов об административных правонарушениях, как лицензирующего органа, предусмотрены частью 3 ст. 28.3 КоАПРФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) (статья 2 названного Закона).
Согласно статьи 20 пункту 1 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 18 названного закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В силу пунктов 1.6, 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 08 января 1997 года основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются, в том числе: выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов).
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
В силу пункта 3.2 названного положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Согласно пунктам 3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 27 от 09 марта 1995 года организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
В соответствии с пунктами 4, 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 15 от 20 августа 2004 года графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Согласно пункту 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 152 от 18 сентября 2008 года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве включают:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Емелиной Ириной Степановной вышеназванные требования нормативно-правовых актов не соблюдены.
23 декабря 2008 года на основании приказа начальника УГАДН по РБ N 1927УЛИЦ от 17 декабря 2008 года старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РБ ФСНСТ Заиграевой Татьяной Александровной проведена плановая проверка деятельности ИП Емелиной Ирины Степановны по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт N 139 от 23 декабря 2008 года, с которым ознакомлен представитель ИП Емелиной И.С. Шашков С.В., о чем имеется отметка в экземпляре акта заявителя.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
Не осуществляется контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей.
Не производятся записи в журнал инструктажей по БДД водителей Петрова П.А., Плюснина СВ., Хромова Э.В.
Не осуществляется контроль над проведением работ по техническому обслуживанию (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств. Сервисные книжки не представлены.
Не обеспечено проведение послерейсового медицинского осмотра водителей. В путевых листах N 19 от 12.11.2008, N 20 от 13.10.2008 водителя Лизунова A.M. предрейсовый медицинский осмотр пройден в 000 "Медицинский центр". В путевых листах N 8 от 08.11.2008, N 12 от 11.11.2008 водителя Филиппова П.П. предрейсовый медицинский осмотр пройден в ОАО Аэропорт "Байкал". Вместе с тем, договоры на оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому медицинских осмотров водителей заключенных И.П.Емелиной И.С. с вышеназванными организациями не представлены.
Не представлен журнал учета ДТП и нарушений ПДД.
Не обеспечен установленный порядок ведения путевой документации. Не представлена путевая документация на автомобили марки Истана государственный номерной знак АР282, Истана государственный номерной знак С880ВХ, Истана государственный номерной знак АР229.
Указанные нарушения транспортного законодательства, допущенные ИП Емелиной И.С, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении N 001656 от 23 декабря 2008 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлена в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре протокола заявителя.
Лицом, составившим протокол об административном правонарушении, совершенным ИП Емелиной И.С, административное правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАПРФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд считает, что факт наличия в действиях ИП Емелиной И.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, собранными в ходе административного производства доказательствами, в том числе протоколом N 001656 от 23 декабря 2008 года, актом N 139 от 23 декабря 2008 года, доказан.
Нарушений заявителем процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень его вины, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАПРФ отнесено к компетенции суда.
Исследовав материалы дела, суд установил, что ИП Емелина И.С. ранее к административной ответственности не привлекалась.
Названное позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность ИП ЕмелинойИ.С. обстоятельства.
С учетом изложенного, суд считает возможным наложить на ИП Емелину И.С. минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. 3 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Емелину Ирину Степановну, 20 июля 1962 года рождения, уроженку г. Улан-Удэ Республики Бурятия, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 000847308, за основным государственным регистрационным номером 304032625700213, ИНН 032400141545, проживающую: г. Улан-Удэ, ул. Чайковского д. 10, кв.24 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 руб.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель: УФКМФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦНБРБ БИК 048142001.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2009 г. N А10-4066/08 Иск о привлечении к административной ответственности предпринимателя, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, удовлетворен, поскольку суд считает, что факт наличия в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного административным законодательством, доказан (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника