Постановление Правительства Республики Бурятия
от 29 ноября 1999 г. N 431
"О Концепции реформирования системы заработной платы и
доходов населения в Республике Бурятия"
Во исполнение Постановления Правительства Республики Бурятия от 1 сентября 1999 г. N 324 "Об итогах социально-экономического развития Республики Бурятия за первое полугодие 1999 года", в целях закрепления позитивных тенденций в экономике республики и повышения уровня жизни населения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия.
2. Утвердить Мероприятия по реализации Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия на 1999 - 2000 годы (прилагаются).
3. Руководителям министерств, ведомств республики принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.
4. Рекомендовать Совету профсоюзов, Союзу промышленников и предпринимателей, Аграрному Союзу, руководителям предприятий, организаций принять участие в реализации положений Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения.
5. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 2000 г. и представить в Правительство Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции роста доходов населения и заработной платы на 2001 год.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель |
Управляющий Делами - Руководитель |
Н.И. Быков
Концепция
реформирования системы заработной платы и доходов
населения в Республике Бурятия
(одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 1999 г. N 431)
Введение
В ходе структурной социально-экономической и политической трансформации общества изменились условия функционирования экономики, произошли принципиальные изменения в формах собственности, в экономическом и правовом положении хозяйствующих субъектов. Однако, сложившаяся система формирования денежных доходов не в полной мере соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и качества жизни по социально-культурным потребностям.
Центральное место в структуре денежных доходов отводится заработной плате. В настоящее время многие формы социально-трудовых отношений и в их числе сложившаяся система оплаты труда не отвечают ни современным экономическим требованиям, ни, тем более, перспективе социально-экономического развития хозяйствующих субъектов.
В связи с этим реформирование системы формирования денежных доходов путем роста уровня заработной платы наемных работников является необходимым условием проведения реформ в социальной сфере.
1. Сложившаяся ситуация
За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии).
По данным Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы в 1998 году уровень денежных доходов в республике сложился ниже среднероссийского на 40 процентов. Наблюдается тенденция отставания темпов роста денежных доходов и прожиточного минимума от среднероссийского показателя. Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума составило 1,9; по Республике Бурятия - 1,3; в первом полугодии 1999 года эти соотношения соответственно составили 1,5 и 1,1.
По данным Госкомстата Республики Бурятия из 13 регионов Сибири, входящих в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", рейтинг Республики Бурятия по показателю соотношения уровней среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в июне 1999 года остается низким и занимает 8 место (1,1), опережая лишь Читинскую (0,57) и Новосибирскую (0,82) области, Алтайский край (1,0), Республику Алтай (0,93) и Тыву (0,76).
Несмотря на то, что среднедушевой денежный доход растет, реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это связано с тем, что темпы роста цен опережают темпы роста денежных доходов. Так, в январе - сентябре 1999 года денежные доходы составили 8750 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли (172%). В то же время, индекс потребительских цен составил 195%, в этих условиях реальные денежные доходы снизились на 12 процентов.
Усугубляют положение неплатежи работодателей друг другу, несвоевременная выплата заработной платы.
Снижение уровня доходов ведет к снижению уровня жизни населения. Так, в январе - сентябре 1999 года соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составило 1,2 и было ниже уровня соответствующего периода прошлого года (1,4).
Усиливается необоснованная дифференциация доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в январе - сентябре 1999 года в 15 раз (в январе - сентябре 1998 года в 13,1 раза).
В последние годы в республике произошли существенные изменения в структуре денежных доходов населения, при этом неоправданно высокими темпами в доходах снижается доля заработной платы. Так, в 1990 году доля заработной платы составляла 73%, в 1997 году - 57, в 1998 году - 42, в январе - августе 1999 года - 27,9 процента.
Ситуация характеризуется сравнительно низким уровнем заработной платы. В целом по республике заработная плата за 1998 год составила 1059 рублей (по Российской Федерации - 1101 рубль), в августе 1999 года - 1404 рубля. Этот размер с учетом природно - климатических условий и инфляционных процессов не удовлетворяет необходимые потребности работника и его семьи.
Рост среднемесячной заработной платы до января 1999 года незначительно опережал рост прожиточного минимума. Так, среднемесячная заработная плата в 1998 к 1997 году составила 110%, а величина среднедушевого прожиточного минимума - 106 процентов. В 1999 году темпы роста заработной платы значительно отстают от темпов роста величины прожиточного минимума. Так, в августе 1999 года среднемесячная заработная плата к августу 1998 составила 143, а величина прожиточного минимума - 224 процента.
Средняя заработная плата в сентябре 1999 года составила 1442 рубля и выросла по сравнению с сентябрем 1998 на 35%, но ее реальный размер под воздействием инфляционных процессов сократился на 32,6 процента.
На негативном развитии ситуации существенно сказывается утрата регулирующих функций со стороны государства. В этих условиях структура оплаты труда оказалось разбалансированной: надтарифная часть (надбавки, доплаты, премии) на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную (базовую) часть заработка работника. Так, доля тарифа в зарплате в машиностроении, электроэнергетике, топливной, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, связи составляет всего 20 - 40 процентов, это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с той целью, чтобы тариф адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.
Низкий уровень зарплаты и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере.
Уровень ставок и окладов Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы, утвержденной Правительством Российской Федерации, является наиболее острым вопросом оплаты труда в бюджетной сфере. Размеры ставок (окладов) ЕТС из-за недостатка средств в бюджете пересматриваются нерегулярно, темпы их повышения отстают от темпов роста потребительских цен.
Минимальная оплата труда, законодательно установленная на уровне 100,19 рублей с учетом районного коэффициента, составила всего лишь 12,5% прожиточного минимума трудоспособного населения в сентябре 1999 года и уже не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже налогов и штрафов.
В условиях либерализации социально-трудовых отношений, когда государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу, распространилась практика необоснованной дифференциации в уровне заработной платы между отраслями и предприятиями. Наиболее высокая среднемесячная зарплата, превышающая величину прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в 2 раза, сохраняется в электроэнергетике, цветной металлургии, топливной промышленности, на транспорте и в строительстве. Низкая зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум лишь на 40%, в сельском хозяйстве. Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры, искусства в 2,2 - 3,8 раза ниже уровня оплаты труда в промышленности.
Существенные различия в уровне заработной платы наблюдаются и между отдельными районами республики. В Северобайкальском, Муйском районах и в городах Северобайкальск, Улан-Удэ среднемесячная заработная плата в июне 1999 г. сложилась выше среднереспубликанского уровня, в остальных районах - ниже. На последнем месте по уровню заработной платы находятся Бичурский, Джидинский и Селенгинский районы.
Важной проблемой является экономически необоснованный рост заработков руководителей в сравнении с темпами увеличения оплаты труда рабочих и специалистов, зачастую не связанный с уровнем фактической эффективности и финансового состояния предприятия, что отрицательно влияет на положение в социально-трудовой сфере коллектива. Заработная плата отдельных руководителей предприятий, организаций в 5 - 8 раз превышает среднемесячную заработную плату работников предприятий при отрицательных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Система районного регулирования оплаты труда, сложившаяся в условиях централизованной системы управления экономикой, в настоящее время не соответствует новым социально-экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям. Законодательно не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования оплаты труда. Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот.
Ослаблено внимание к нормированию труда. Наблюдается тенденция сокращения служб по нормированию труда. В ослаблении этой работы, обеспечивающей взаимосвязь квалификационной сложности и интенсивности труда с фактическим уровнем организации труда и производства, во многом кроются причины чрезмерной дифференциации заработной платы, что усиливает социальную напряженность в коллективах.
Имеющие место задержки выплаты заработной платы в сочетании с ее низким уровнем являются конфликтогенными факторами и препятствуют достижению экономического роста.
Становление системы социального партнерства, которая должна являться основным механизмом регулирования рынка труда и цены рабочей силы, происходит медленно. Действующий порядок организации оплаты труда в отраслях экономики на основе социального партнерства через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры в основном не направлен на обоснованное установление размеров оплаты труда, поскольку тарифная часть устанавливается во Всероссийских отраслевых тарифных соглашениях и не учитывает экономические возможности регионов. Действующий Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" не позволяет разделить функции между отдельными видами соглашений (Генерального, Всероссийских отраслевых, Регионального) по вопросам оплаты труда и согласовать их между собой по срокам заключения и экономическим возможностям.
2. Цель и задачи Концепции
Целью данной Концепции в среднесрочном периоде является обеспечение роста доходов населения на основе достижения реального размера заработной платы до среднероссийского уровня и полная ликвидация задолженности по заработной плате, в дальнейшем-кардинальное повышение размера заработной платы в структуре доходов, обеспечивающее реализацию воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций, позволяющее создать рост инвестиционного потенциала населения.
Концепция исходит из признания заработной платы в качестве реально действующей экономической категории рыночной экономики при существенном увеличении ее доли в структуре доходов населения.
Задачи Концепции:
- существенное повышение удельного веса заработной платы в стоимости производимой продукции (услуг) и денежных доходах населения;
- постепенное повышение роли тарифной системы оплаты труда и увеличение доли тарифной части до 2,3 общего размера оплаты труда;
- создание макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы и повышение ее уровня, легализация всех видов трудовых доходов;
- развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы за счет повышения эффективности социального партнерства, расширения поля его действия;
- усиление гарантий в уровне оплаты труда и соблюдение трудового законодательства на предприятиях и в организациях всех видов и форм собственности;
- усиление законодательной защиты права работников на своевременное получение начисленной заработной платы.
3. Основное содержание реформы системы заработной платы
Реформирование системы заработной платы предполагает создание действенных механизмов регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты. К числу таких механизмов в условиях смешанной экономики относятся:
3.1. Государственное регулирование-повышение гарантий в заработной плате на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума.
Повышение минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения позволит ей в полной мере выполнять роль социального норматива.
Важным механизмом поддержания уровня денежных доходов и покупательной способности зарплаты должна стать индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен. Учитывая опыт многих стран с рыночной экономикой, индексацию заработной платы целесообразно проводить в размере от 0,5 до 1,0% на каждый процент роста потребительских цен с тем, чтобы индексация в минимальной степени влияла на дальнейший рост инфляции.
Осуществление комплекса мер по предотвращению скрытых (не отражаемых в отчетности) форм оплаты труда требует изменения системы формирования государственных социальных фондов, совершенствования налогообложения доходов с тем, чтобы работодатели не были заинтересованы в скрытых формах оплаты труда.
Необходимо принять законы, не допускающие использование различных выплат работникам в виде страховок, процентов по вкладам в качестве скрытых форм оплаты труда, а также предусматривающие установление административной и уголовной ответственности должностных лиц за искажение учета производимой продукции (услуг) и затрат на оплату труда.
Реформирование системы и повышение уровня заработной платы являются необходимым условием реформирования системы финансирования отраслей социальной сферы, а также системы формирования социальных фондов (медицинского, пенсионного, страхования). Увеличение объема платных услуг в образовании, здравоохранении, оплата стоимости содержания жилищно-коммунального хозяйства возможны только при росте денежных доходов, прежде всего, заработной платы.
Планируемое Правительством Российской Федерации уменьшение налогового пресса на предприятия в части подоходного налога и перенос налоговой нагрузки на экономически активное население потребует увеличения заработной платы и, в свою очередь, усилит стимулы развития самих предприятий, обеспечивая экономический рост, следовательно, и рост заработной платы. Повышение зарплаты, в свою очередь, позволит осуществить реформу социальной сферы.
Кроме этого, следует изменить порядок формирования государственных внебюджетных социальных фондов. Постепенный переход на отчисления от заработков работников на пенсионное обеспечение и медицинское страхование в рамках персонифицированного учета этих отчислений позволит снижать отчисления предприятий на эти цели от общего фонда оплаты труда. Это позволит, наряду с усилением заинтересованности и ответственности работников за свое социальное обеспечение, постепенно улучшать финансово - экономическое состояние предприятий и сократить масштабы скрытой (не отражаемой в отчетности) заработной платы.
3.2. Рыночные механизмы регулирования.
Во внебюджетном секторе экономики в условиях полной самостоятельности предприятий основным механизмом регулирования заработной платы должно стать социальное партнерство на основе заключения соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей.
Социальное партнерство должно включать в себя развитую систему соглашений и коллективных договоров, обеспечивающую согласованную политику в области определения уровня заработной платы в ходе переговоров. Широкую информационную базу об уровне и динамике заработной платы в отраслях и на предприятиях, обеспечивающую объективную основу для ведения переговоров и заключения коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов). В связи с этим необходимо ориентировать коллективы работников, их представителей в лице профсоюзных органов на диалог с работодателями, повышение требовательности к последним в решении вопросов повышения заработной платы, гарантий в оплате труда.
Необходимо в полную меру использовать процесс заключения соглашений и коллективных договоров как эффективное средство совершенствования системы оплаты труда, добиваясь увеличения доли тарифной части заработной платы до 2,3 от общего ее размера.
4. Направления реформирования системы заработной платы
4.1. В поле действия государственного регулирования должны входить:
- законодательное установление минимального размера оплаты труда;
- установление порядка оплаты труда работников бюджетной сферы;
- установление порядка оплаты труда работникам органов государственной власти;
- установление минимальных размеров доплат компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;
- индексация оплаты труда работников в связи с инфляцией;
- установление квалификационных требований для тарификации работ и присвоения разрядов работникам.
Для реализации основных направлений реформирования системы заработной платы в целом по Российской Федерации и с учетом особенностей региона необходимо активно участвовать в подготовке и содействовать ускорению рассмотрения в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов.
При этом:
1. Минимальный размер оплаты труда должен быть повышен до уровня прожиточного минимума в соответствии с требованиями Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ.
Войти в Правительство Российской Федерации с предложением о целесообразности в законодательном порядке наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать минимальный размер оплаты труда с учетом прожиточного минимума, достигнутого уровня средней зарплаты и экономических возможностей, сложившихся в субъекте, но не ниже минимального размера, установленного Федеральным законом.
2. Оплата труда работников бюджетной сферы.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы предполагает:
- постепенное приближение тарифных ставок низших разрядов Единой тарифной сетки (ЕТС) к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения. В перспективе целесообразно сохранить принципы организации оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС, придав им характер минимальных государственных гарантий в оплате труда;
- использование механизма доплат и надбавок, дополнительного стимулирования труда высококвалифицированных работников через систему социального партнерства;
- определение нового, более эффективного, порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.
Для решения проблем необходимо:
- продолжить мониторинг оплаты труда социально-трудовой сферы, разрабатывать меры по ее совершенствованию;
- подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения в проект Закона "О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы" и предложения о введении нового, более эффективного, порядка формирования средств на оплату труда в бюджетной сфере;
- совершенствовать систему социального партнерства, в соглашениях и коллективных договорах предусматривать меры по совершенствованию оплаты труда, в том числе введения надбавок и доплат за профессиональное мастерство, условия труда.
3. Упорядочение районного регулирования оплаты труда.
Войти в Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении проектов:
- Федерального закона, предусматривающего новые принципы районирования северных территорий на основе критерия дискомфортности условий проживания и создающего правовую базу для районного регулирования оплаты труда и установления социально-трудовых льгот;
- изменения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части изменения источников финансирования затрат, предусмотрев покрытие затрат бюджетных организаций за счет соответствующих бюджетов, а затрат организаций внебюджетного сектора экономики, в основном, путем отнесения их на себестоимость продукции (услуг) этих организаций, а отдельные виды льгот - на счет прибыли.
В перспективе перейти к дифференцированному установлению минимального размера заработной платы, размеров льгот и компенсаций по субъектам Российской Федерации с учетом стоимости бюджета прожиточного минимума, сложившегося в данном субъекте РФ. Для того, чтобы не произошло снижение заработной платы на предприятиях и в организациях, предусматривается суммы выплат по районным коэффициентам включать в основную оплату труда или применять вместо них коэффициенты, удорожающие стоимость жизни. При этом необходимо разработать механизм применения удорожающих коэффициентов, которые позволят существенно повысить уровень номинальной и реальной заработной платы в регионах с высокой стоимостью жизни. Наряду с этим в законодательном порядке необходимо наделить субъекты Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать удорожающие коэффициенты, но не ниже размера, установленного Федеральным законом.
4.2. В области регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.
В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий регулирующим механизмом оплаты труда является социальное партнерство.
Многоуровневая система договорного регулирования социально-трудовых отношений в рамках Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях" должна включать в себя систему норм и положений, обеспечивающих усиление воздействия на оплату труда и взаимоувязанных по уровням соглашений и коллективных договоров. Для этого министерствам и ведомствам, работодателям-собственникам необходимо провести весь комплекс мероприятий по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики, утвержденных Указом Президента Республики Бурятия от 21 июня 1999 г. N 140 "О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики Республики Бурятия", который определяет порядок тарифного регулирования оплаты труда путем согласованных действий участников социального партнерства посредством заключения и выполнения Регионального, отраслевых тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров.
Введение тарифного регулирования оплаты труда позволит, приближая тарифную ставку I разряда рабочего основной профессии к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения, повысить заработную плату к концу 2005 года не менее, чем в 2 раза и легализовать фонд оплаты труда наемных работников.
Предлагаемый порядок тарифного регулирования оплаты труда должен опираться на следующую систему тарифных соглашений:
1. В региональном соглашении следует определять:
- межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных ставок (окладов) работников основных профессий (Приложение 1 к Указу Президента Республики Бурятия от 21 июня 1999 г. N 140);
- размеры тарифной ставки первого разряда основной профессии базовой отрасли, за которую принимать машиностроение и металлообработку;
- Единую межотраслевую тарифную сетку (ЕМТС) рабочих сквозных профессий (Приложение 2 к Указу Президента Республики Бурятия от 21 июня 1999 г. N 140);
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста цен на потребительские товары в республике.
Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) разработана и рекомендована НИИ труда России и предусматривает дифференциацию оплаты труда по 8 разрядам рабочих сквозных профессий в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих.
В этих условиях размеры месячных тарифных ставок рабочих сквозных профессий могут устанавливаться на основе тарифных коэффициентов Единой межотраслевой тарифной сетки и размера тарифной ставки первого разряда в отрасли.
Предлагаемый механизм регулирования оплаты труда позволит поднять уровень мотивации по оплате труда квалифицированных рабочих при условии выполнения количественных и качественных показателей и социальной значимости отрасли.
В целях сближения минимального размера заработной платы и бюджета прожиточного минимума, а также повышения социальной защищенности работающих во всех отраслях экономики, с учетом заимствованного опыта других областей и на основе эмпирических данных ведущих экономистов страны в региональном соглашении устанавливается единая минимальная месячная ставка 1-го разряда основной профессии базовой отрасли с учетом установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, сложившегося на территории Республики Бурятия на момент заключения соглашения.
Размер единой минимальной месячной ставки базовой отрасли в среднесрочном периоде довести до 60 % бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения по республике, с постепенным увеличением до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Конкретный размер единой минимальной месячной ставки базовой отрасли определяют стороны соглашения. При этом тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения республики.
2. В территориальное тарифное соглашение рекомендуется включать пункты, касающиеся условий оплаты труда, социальных гарантий и льгот, связанных с территориальными особенностями города, района, иного административно-территориального образования с учетом отраслевых тарифных соглашений, принимаемых в республике.
3. В отраслевые тарифные соглашения, принимаемые в республике, рекомендуется включать те же показатели и нормы, которые отражены в отраслевом тарифном соглашении, принимаемом по данной отрасли на федеральном уровне. При этом следует учитывать показатели и нормы, предусмотренные в региональном соглашении.
Отраслевые тарифные соглашения определяют:
- величину минимальной месячной тарифной ставки работника 1-го разряда;
- Единую отраслевую сетку (ЕТС) рабочих сквозных профессий;
- меры, направленные на совершенствование организации оплаты, тарификации и нормирования труда работников;
- ответственность работодателей за нарушение условий соглашения по размерам и срокам выплаты заработной платы;
- минимальную долю фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции (услуг);
- минимальную долю тарифной части заработка в общем его размере (до 2,3);
- основные условия оплаты труда руководителей организаций, состоящей из двух частей-основной (устанавливаемой в кратности к средней зарплате по организации) и дополнительной части (выплачиваемой из прибыли).
4. Коллективный договор заключается на основе соответствующего отраслевого тарифного соглашения, по которому условия оплаты труда являются минимальными гарантиями для соблюдения прав работников в организации. С учетом экономических возможностей организации могут устанавливать более льготные условия оплаты труда по сравнению с нормами и положениями, устанавливаемыми соглашениями, действие которых распространяется на организацию.
В коллективный договор рекомендуется включать:
- систему тарифного регулирования оплаты труда;
- минимальную месячную тарифную ставку работника 1-го разряда с учетом отраслевого тарифного соглашения, экономических возможностей организации и необходимости приближения минимальной ставки к прожиточному минимуму трудоспособного населения в республике;
- коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной ставки 1-го разряда по группам производств и работ;
- нормативные материалы по тарификации и нормированию труда (в т.ч. положение о нормировании труда);
- виды работ, по которым предусматривается введение новых и замена действующих норм;
- категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы и размеры их снижения;
- нормы труда в период освоения производства, размеры понижающих коэффициентов и сроки их ведения;
- нижнюю границу доли тарифной оплаты труда в структуре заработной платы;
- обязательства работодателей по постепенному повышению уровня заработной платы;
- меры ответственности работодателя за необеспечение своевременной выплаты заработной платы.
5. Нормирование труда
В ходе дальнейшего реформирования экономики должно быть обеспечено высокое качество нормирования труда.
В этих условиях необходимо:
- уточнить правовые нормы в части требований к уровню нормирования труда на предприятиях всех форм собственности, возложить обязанности по обеспечению обоснованности норм труда и связанные с этим расходы на работодателей;
- обеспечить разработку и доведение до каждого рабочего места норм трудовых затрат или описание трудовых обязанностей работника;
- включать вопросы нормирования труда в коллективные договора и соглашения всех уровней социального партнерства;
- министерствам и ведомствам республики содействовать предприятиям в координации их усилий по разработке обоснованных норм трудовых затрат, созданию и работе организаций, разрабатывающих нормативные материалы для нормирования труда;
- централизованно на уровне республики разработать Положение об организации нормирования труда.
Реанимирование служб по организации нормирования труда, совершенствование системы нормирования позволит обеспечить взаимосвязь квалификационной сложности, интенсивности, условий труда с фактическим уровнем организации труда и производства, повышение эффективности конечных результатов хозяйствования и обоснованный рост заработной платы.
6. Ликвидация задолженности по выплате заработной платы
Для ликвидации задолженности предлагается осуществить комплекс мер правового, организационного и экономического характера:
- установить систему приоритетов финансирования бюджетных расходов, определив важнейшими среди них прямые обязательства бюджетов всех уровней по выплате зарплаты работникам организаций бюджетной сферы и своевременные расчеты за выполненные государственные заказы;
- усилить меры дисциплинарной, материальной и административной ответственности должностных лиц за несвоевременную выплату заработной платы, задержки заработной платы, допущенные в корыстных целях;
- предусматривать в должностных обязанностях и в трудовых контрактах руководителей организаций (должностных лиц органов исполнительной власти) функции по обеспечению своевременности расчетов с наемными работниками (перечисление бюджетных средств на эти цели). Невыполнение указанных функций рассматривать как несоответствие занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями;
- усилить контроль за использованием в организациях денежных средств (особенно бюджетных), недопущением расходования их на цели, не связанные с выплатой заработной платы и другими первоочередными производственными нуждами;
- активнее применять практику взыскания задолженности по зарплате в судебном порядке;
- создать эффективные правовые механизмы оперативного досудебного финансового воздействия и реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций или возбуждения дел об их банкротстве. Продолжить совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- в законодательном порядке закрепить положение о том, что наличие факта невыплаты коллективу начисленной зарплаты может стать самостоятельным основанием для осуществления процедуры несостоятельности (банкротства) или обращения исковых требований работников на ликвидные активы и имущество собственника - работодателя.
Нуждается в совершенствовании и уточнении основополагающий законодательный акт-Кодекс законов о труде Российской Федерации (глава VI "Заработная плата" и глава VII "Нормы труда и сдельные расценки"). Действующий в настоящее время КЗОТ был принят в 1971 году и не учитывает проблем в социально-трудовых отношениях, которые возникли за последние годы (например, проблема задолженности по выплате заработной платы).
7. Этапы проведения реформы
Первый этап (1999 - 2000 гг.)
На этом этапе, в соответствии с мерами Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия по стабилизации социально-экономического положения в республике, на основе преодоления кризиса в финансово-экономической сфере обеспечить решение первоочередной задачи-своевременную выплату текущей заработной платы, а также постепенное погашение накопленной задолженности по оплате труда.
В 1999 году обеспечить повышение тарифных ставок работников бюджетной сферы на основе Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", довести размер ставки 1 разряда ЕТС до 110 рублей в месяц.
С 2000 года начать переход на тарифное регулирование оплаты во внебюджетном секторе экономики на всех уровнях социального партнерства, постепенно приближая тарифную ставку рабочего 1 разряда основной профессии к 60% уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствии с Указом Президента Республики Бурятия от 21 июня 1999 г. N 140 "О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики Республики Бурятия".
Инициировать Решения Правительства Российской Федерации о повышении размера минимальной оплаты труда и индексации ставок (окладов) работников бюджетной сферы.
Достичь роста заработной платы в целом по республике в 1,4 раза.
Провести работу по реанимированию служб по организации нормирования труда, разработать и ввести в действие положение об организации нормирования труда.
Принять меры по усилению ответственности должностных лиц и собственников предприятий за применение скрытых, не отражаемых в отчетности форм оплаты труда.
Проведение комплекса мер позволит (по предварительному прогнозу) довести темп роста реальных денежных доходов до 101,9 процента.
Второй этап (2001 - 2003 гг.)
В соответствии с предварительным прогнозом социально-экономического развития Республики Бурятия в этот период начнется рост валового регионального продукта. Необходимо добиться снижения темпов роста потребительских цен. Обеспечить рост номинальной среднемесячной заработной платы за 3 года в 1,8 раза, реальной заработной платы - в 1,5 раза.
К концу этого периода инициировать Решения Правительства Российской Федерации о повышении минимального размера оплаты труда и ставки 1 разряда ЕТС в бюджетной сфере до 50% величины прожиточного минимума.
Внести в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях на основе использования Единой тарифной сетки и размеров над тарифных выплат.
Продолжить работу по развитию социального партнерства, созданию полномочных объединений работодателей и профсоюзов, совершенствованию системы норм и положений по оплате труда, включаемых в соглашения разного уровня.
Третий этап (2004 - 2005 гг.)
На основе роста валового регионального продукта, улучшения финансово-экономического положения организаций повысить уровень номинальной заработной платы не менее, чем в 2 раза, реальной заработной платы - в 1,8 раза.
Инициировать Решения Правительства Российской Федерации о повышении минимального размера оплаты труда и ставки 1 разряда ЕТС до 100% величины прожиточного минимума.
Мероприятия
по реализации Концепции реформирования системы заработной платы
и доходов населения в Республике Бурятия на 1999 - 2000 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.11.99 N 431)
N п/п |
Наименование мероприятий | Ожидаемый эффект | Ответственные за исполнение |
Срок исполнения | |
1. | Разработка и принятие Регионального соглашения между Советом профсоюзов. Союзами работодателей и Правительством Республики Бурятия на 2000 - 2001 гг. |
Увеличение доли зарплаты в доходах населения в 1,1 раза по сравнению с 1999 г. за счет введения тарифного регулирования и повышения зарплаты в 1,4 раза |
Союз промышленников и предпринимателей, Аграрный Союз, Совет профсоюзов, Правительство Республики Бурятия |
1999 - 2000 гг. | |
2. | Ввести в действие межотраслевое и внутриотраслевое регулирование оплаты труда, используя возможности социального партнерства |
Повышение доли тарифа в зарплате внебюджетной сферы экономики с 14 - 40% до 25 - 50% |
Союз промышленников и предпринимателей, Аграрный Союз, Совет профсоюзов |
1999 - 2000 гг. | |
3. | Разработка мероприятий Правительства Республики Бурятия по реализации Регионального соглашения на 2000 - 2001 гг. |
Обеспечение роста заработной платы в целом по Республике в 1,4 раза, в т.ч. в бюджетной сфере в 1,5 раза |
Минсоцзащиты | первое полугодие 2000 г. |
|
4. | Инициировать заключение отраслевых (тарифных), территориальных соглашений и коллективных договоров с учетом установления тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии до 60 % прожиточного минимума трудоспособного населения по республике |
Увеличение зарплаты в 2000 году в 1,4 раза (ФЗП, млн. руб. = 4714,3 : 3268,5) |
Минсоцзащиты, министерства, ведомства, работодатели, профсоюзные органы |
-"- | |
в том числе, во внебюджетных отраслях: |
Увеличение зарплаты в 1,2 раза (3572,3 : 3044,7) |
-"- | |||
Машиностроение и металлообработка |
1,6 раза | ФЗП = 425,0 : 265,4 | |||
Черная металлургия | 1,1 раза | ФЗП = 17,9 : 16,3 | |||
Цветная металлургия | 1,1 раза | ФЗП = 158,1 : 143,7 | |||
Электроэнергетика | 1,3 раза | ФЗП = 469,5 : 361,1 | |||
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
1,2 раза | ФЗП = 166,0 : 127,7 | |||
Топливная | 1,1 раза | ФЗП = 171,1 : 155,5 | |||
Промышленность строительных материалов |
1,1 раза | ФЗП = 51,0 : 46,4 | |||
Стекольная и фаянсовая промышленность |
1,2 раза | ФЗП = 3,2 : 2,7 | |||
Легкая промышленность | 1,3 раза | ФЗП = 52,4 : 40,4 | |||
Сельское хозяйство | 1,6 раза | ФЗП = 171,9 : 107,4 | |||
Пищевая и перерабатывающая | 1,3 раза | ФЗП = 20,3 : 15,6 | |||
Полиграфическая | 1,3 раза | ФЗП = 37,3 : 28,7 | |||
Водное хозяйство и эксплуатация ирригационных и мелиоративных систем |
1,3 раза | ФЗП = 27,5 : 21,2 | |||
Транспорт: | |||||
- Железнодорожный | 1,5 раза | ФЗП = 810,9 : 540,6 | |||
- Трамвайный | 1,1 раза | ФЗП = 18,5 : 16,8 | |||
- Автомобильный | 1,4 раза | ФЗП = 44,6 : 31,8 | |||
- Авиационный | 1,4 раза | ФЗП = 47,2 : 33,7 | |||
Шоссейное хозяйство | 1,2 раза | ФЗП = 57,9 : 48,2 | |||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,1 раза | ФЗП = 241,0 : 219,1 | |||
Связь: | |||||
- Почтовая | 1,3 раза | ФЗП = 31,0 : 23,9 | |||
- Электро- и радио связь | 1,1 раза | ФЗП = 87,4 : 79,5 | |||
Строительство | 1,1 раза | ФЗП = 350,8 : 318,9 | |||
Геологоразведка, топогеодезия | 1,3 раза | ФЗП = 19,6 : 15,1 | |||
Торговля и общественное питание |
1,2 раза | ФЗП = 151,3 : 126,1 | |||
Бытовое обслуживание | 1,3 раза | ФЗП = 6,1 : 4,6 | |||
5. | Повысить заработную плату в бюджетной сфере в целом по республике в 1,5 раза, в том числе: |
||||
Лесное хозяйство | 1,5 раза | ФЗП = 63,4 : 42,2 | |||
Здравоохранение | 1,5 раза | ФЗП = 350,5 : 233,7 | |||
Образование | 1,5 раза | ФЗП = 588,8 : 392,5 | |||
Культура | 1,5 раза | ФЗП = 88,2 : 58,8 | |||
Научные организации | 1,5 раза | ФЗП = 44,0 : 29,3 | |||
6. | Содействие заключению соответствующих соглашений и коллективных договоров в организациях всех организационно-правовых форм |
Повышение уровня жизни населения | Минсоцзащиты, Совет профсоюзов |
1999 - 2000 гг. | |
7. | Рекомендовать в ходе экспертизы и регистрации отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров включать мероприятия по индексации заработной платы и других социальных выплат с учетом индекса потребительских цен в республике |
Повышение заработной платы и денежных доходов населения |
Минсоцзащиты, Совет профсоюзов, министерства, ведомства, Союз промышленников и предпринимателей |
-"- | |
8. | Рассмотрение итогов выполнения Регионального соглашения по выполнению обязательств социального партнерства в области оплаты труда |
Повышение уровня жизни населения, снижение социальной напряженности |
Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношении |
Согласно плану работы комиссии |
|
9. | Проводить мониторинг действующих систем оплаты труда во внебюджетном секторе экономики и представлять материалы в республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, разрабатывать мероприятия по их дальнейшему совершенствованию |
Совершенствование организации заработной платы |
Минсоцзащиты | Постоянно | |
10. | Оказание методической помощи работодателям, профсоюзам, представителям трудовых коллективов по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров |
Принятие согласованных мер по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах |
-"- | 1999 - 2000 гг. | |
11. | Организация информационного обеспечения населения республики о результатах коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений |
Информационное обеспечение проведения реформ в области заработной платы |
Минсоцзащиты, министерства, ведомства, Совет профсоюзов |
1999 - 2000 гг. | |
12. | Выполнение мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Республики Бурятия на среднесрочную перспективу 1998 - 2001 гг. |
Обеспечение координированной деятельности органов исполнительной власти в проведении целенаправленной работы по созданию условий для экономического роста, роста доходов населения |
Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства, ведомства, органы МСУ |
1999 - 2001 гг. | |
13. | Мобилизация доходов в бюджет за счет принятых законов Республики Бурятия в связи с изменением налогового законодательства РФ. Продолжить работу по мобилизации доходов на основе совершенствования налоговой политики |
Совершенствование налоговой системы, направленной на стабилизацию экономики и социальной сферы |
УМНС РФ по РБ, Минфин, Минэкономики |
1999 - 2001 гг. | |
14. | Разработать и реализовать меры по укреплению финансового положения местных товаропроизводителей |
Рост экономической эффективности | Минфин, Минэкономики, УМНС РФ по РБ |
1999 - 2000 гг. | |
15. | Обеспечить контроль за установлением тарифов на услуги естественных монополий, регулируемых органами исполнительной власти Республики Бурятия, не допуская диспаритета между повышением тарифов и ростом доходов |
Повышение уровня жизни населения, их покупательской способности |
Комитет цен при Минэкономики |
1999 - 2001 гг. | |
16. | Подготовить информацию о нарушениях Законодательства о налогах и сборах, мерах ответственности предприятий и организаций различных форм собственности за эти нарушения для рассмотрения на республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Обеспечение финансовой эффективности |
УМНС РФ по РБ, Минсоцзащиты |
I квартал 2000 г. | |
17. | Усилить ответственность должностных лиц и собственников предприятий за применение скрытых, не отражаемых в отчетности, форм оплаты труда |
Обеспечение сбора налогов | УМНС РФ по РБ, Гострудинспекция по РБ |
1999 - 2001 гг. | |
18. | Выполнение Мероприятий по реализации Закона Республики Бурятия "О прожиточном минимуме в Республике Бурятия", утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 июля 1998 г. N 253: |
||||
- проводить консультации по методике определения состава потребительской корзины |
Минсоцзащиты, Совет профсоюзов |
1999 г. | |||
- представить потребительскую корзину на предстоящие 5 лет на рассмотрение Правительства Республики Бурятия |
Минсоцзащиты | 2000 г. | |||
- представить на утверждение потребительскую корзину в Народный Хурал |
Правительство Республики, Минсоцзащиты |
2000 г. | |||
- подготовить и направить в Правительство Республики Бурятия проект Закона Республики Бурятия "О потребительской корзине в Республике Бурятия" |
Минсоцзащиты | В течение трех месяцев после принятия законодательных и нормативных актов |
|||
- сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения опубликовывать в средствах массовой информации |
Информационное обеспечение проведения реформ в области заработной платы |
Минсоцзащиты | Ежеквартально | ||
19. | Информировать работников и работодателей об уровнях средней заработной платы, прожиточного минимума и денежных доходов населения |
-"- | Госкомстат, Пресс-служба Президента и Правительства |
Ежеквартально | |
20. | Разработать Положение об организации нормирования труда |
Создать методологическую основу применения правовых норм в части требований к уровню нормирования труда на предприятиях всех форм собственности |
Минсоцзащиты | I квартал 2000 г. | |
21. | Включать вопросы нормирования труда в коллективные договоры и соглашения всех уровней в рамках социального партнерства |
Повышение экономической эффективности работы предприятий |
Министерства, ведомства, работодатели |
1999 - 2000 гг. | |
22. | Содействовать предприятиям в координации усилий предприятий по разработке обоснованных норм трудовых затрат, созданию и работе организаций, разрабатывающих нормативные материалы для нормирования труда |
-"- | Отраслевые министерства, ведомства |
2000 г. | |
23. | Установить систему приоритетов финансирования бюджетных расходов, определив важнейшими из них прямые обязательства бюджетов всех уровней по выплате зарплаты работникам организаций бюджетной сферы и своевременные расчеты за выполненные государственные заказы |
Обеспечение своевременной выплаты зарплаты, снижение социальной напряженности |
Минфин, Минэкономики, Минпром |
1999 - 2000 гг. | |
24. | Создание организационно-правовых условий для нормализации текущих выплат заработной платы работникам материальной сферы и реструктуризации имеющейся задолженности |
Сокращение задолженности по выплате заработной платы |
Минсоцзащиты | 1999 - 2000 гг. | |
25. | Продолжить работу по взаимодействию органов исполнительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих просроченную задолженность по выплате заработной платы, в целях координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятию наиболее эффективных мер к организациям-должникам, утвержденных Указом Президента Республики Бурятия "О мерах по сокращению задолженности по заработанной плате работникам предприятий и организаций сферы материального производства от 16 сентября 1997 г. N 221 |
Сокращение задолженности по заработной плате |
Минсоцзащиты | 1999 - 2005 гг. | |
26. | Продолжить работу комиссии при Президенте Республики Бурятия по стабилизации выплаты заработной платы, пенсий и пособий в соответствии с Распоряжением Президента Республики Бурятия от 23 марта 1998 г. N 49-РП |
Стабилизация положения с выплатой заработной платы |
Правительство Республики Бурятия |
1999 - 2000 гг. | |
27. | Обеспечить проведение проверок выполнения графиков и мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы предприятий, организаций |
-"- | Гострудинспекция по РБ |
-"- | |
28. | Усилить контроль за использованием в организациях денежных средств, недопущением расходования их на цели, не связанные с выплатой заработной платы и другими первоочередными нуждами |
Стабилизация положения с выплатой заработной платы |
Гострудинспекция по РБ, Минсоцзащиты |
-"- | |
29. | Обеспечить выполнение статьи 145 "прим." Уголовного Кодекса Российской Федерации об ответственности руководителей предприятий, организаций независимо от форм собственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности |
Стабилизация положения с выплатой заработной платы |
Гострудинспекция по РБ, правоохранительные органы Республики |
1999 - 2000 гг. | |
30. | Подготовить предложения и войти в Правительство РФ о внесении на рассмотрение проектов: |
||||
Трудового Кодекса РФ | Повышение эффективности производства, создание условий для роста денежных доходов населения, снижение социальной напряженности |
Правительство Республики, Минсоцзащиты, Совет профсоюзов |
После представления проектов федеральных законов |
||
"О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы" |
Повышение денежных доходов населения |
-"- | -"- | ||
"О порядке индексации заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен" |
Рост денежных доходов населения, повышение покупательской способности |
-"- | -"- | ||
"Об особенностях регулирования труда руководителей предприятия" |
Совершенствование системы оплаты труда руководителей |
Правительство Республики, Минсоцзащиты, Союз промышленников и предпринимателей, Аграрный Союз, Совет профсоюзов |
-"- | ||
"О районировании Севера России" |
Совершенствование районного регулирования оплаты труда |
-"- | -"- | ||
"О внесении дополнений и изменений в Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" |
Совершенствование районного регулирования оплаты труда |
Правительство Республики, Минсоцзащиты, Союз промышленников и предпринимателей, Аграрный Союз, Совет профсоюзов |
После представления проектов федеральных законов |
||
"О порядке формирования средств на пенсионное обеспечение, социальное медицинское страхование" |
Реформирование системы формирования социальных фондов, улучшение финансово-экономического состояния предприятий, рост заработной платы |
Минсоцзащиты, ФОМС | -"- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 1999 г. N 431 "О Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2018 г. N 431 настоящее постановление признано утратившим силу с 7 августа 2018 г.