Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июля 2001 г. N Ф03-А51/01-2/1285
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и с борам межрайонного уровня по г. Большой Камень и Шкотовскому району на Решение от 02.04.2001 по делу N А51-2314/01 30-58 арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Большой камень и Шкотовскому району к Предпринимателю Н.С. о взыскании налоговой санкции в сумме 700 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Большой Камень и Шкотовскому району (далее инспекция по налогам и сборам) обратилась в арбитражный суд Приморского края с иском к предпринимателю Н.С., осуществляющему деятельность без образования юридического лица, на основании свидетельства о регистрации N 2865 от 26.02.1997 (далее - предприниматель Н.С.) о взыскании налоговой санкции в сумме 700 руб.
Решением суда от 02.04.2001 исковые требования удовлетворены частично. С предпринимателя Н.С. взыскан штраф в сумме 50 руб. за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных им физическим лицам по месту основной работы за 1999 год. Судебный акт мотивирован тем, что факт нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, доказан материалами дела. Однако ответчик должен был представить истцу только один документ - реестр сведений о доходах физических лиц, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания привлекать предпринимателя Н.С. к ответственности за непредставление 14 справок о доходах физических лиц.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Правильность принятого судом решения проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, считающей судебный акт в части невзыскания штрафа в сумме 650 руб. необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и поэтому подлежащим в данной части отмене, с принятием решения в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что ответчиком не был представлен своевременно лишь один документ - реестр сведений о доходах физических лиц, который содержал информацию на 14 человек. Фактически предпринимателем Н.С. было представлено 14 документов, касающихся конкретных налогоплательщиков, и каждая справка о доходах физических лиц (Форма N 3, Приложение к Инструкции ГНС РФ N 35 по применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц") является отдельным документом, за несвоевременное представление которых на ответчика правильно наложен штраф в сумме 700 руб.
Предприниматель Н.С. отзыв на кассационную жалобу не представил. Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За исполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговые агенты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 19.09.2000 инспекцией по налогам и сборам в отношении предпринимателя Н.С. составлен Акт N 183 о налоговом правонарушении за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц, полученных по месту основной работы. Согласно пункту 5 статьи 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 N 1998-1 (с учетом изменений и дополнений) предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченными ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы).
Как следует из материалов дела, предпринимателем Н.С. 15.09.2000 сопроводительным реестром N 1 представлены в инспекцию по налогам и сборам документы (справки) в количестве 14 штук о доходах физических лиц, полученных по месту основной работы за 1999 год. В связи с несвоевременным представлением данных документов и на основании названного выше акта о налоговом правонарушении истцом 03.10.2000 вынесено Решение N 183 о привлечении предпринимателя Н.С. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ и наложен штраф в сумме 700 руб. Поскольку ответчиком штрафные санкции в добровольном порядке не уплачены, инспекция по налогам и сборам обратилась за взысканием штрафа в арбитражный суд.
Принимая Решение о частичном удовлетворении исковых требований налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что предпринимателем Н.С. был представлен несвоевременно только один документ - реестр сведений о доходах физических лиц, и поэтому у истца отсутствовали основания для привлечения ответчика к ответственности за непредставление 14 документов. Однако данный вывод суда является ошибочным, так как основан на неполно проверенных обстоятельствах дела и без учета норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 66 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, учреждения, организации и иные работодатели представляют в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы), на бумажных носителях в виде справки о доходах физического лица на бланке по форме, приведенной в Приложении N 3 "Справка о доходах физического лица" к настоящей Инструкции. При этом сведения о полученных физическими лицами доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога, на бумажных носителях (а также и на магнитных) представляются в налоговый орган с сопроводительным реестром, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящей Инструкции. Налоговый орган осуществляет прием и проверку представленных сведений с выдачей протоколов по соответствующим формам. Реестры и протоколы оформляются в двух экземплярах.
Из материалов дела видно, что ответчик привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц за 1999 год в количестве 14 штук, которые содержались в справках о доходах. Вместе с тем, суд, исследуя обстоятельства дела, дал оценку только факту несвоевременного представления реестра сведений о доходах физических лиц за 1999 год, не проверив в полном объеме доводы истца, привлекшего ответчика к ответственности именно за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц, содержащихся в справках.
Кроме того, как видно из материалов дела, исковые требования инспекции по налогам и сборам рассматривались судом в отсутствие предпринимателя Н.С., в связи с чем доводы ответчика по существу спора не рассматривались. В то же время, в материалах дела имеется объяснительная предпринимателя Н.С. на имя руководителя налогового органа (л.д. 8), из которой следует, что сведения о доходах физических лиц ответчиком представлялись истцу в установленные сроки, но не были приняты из-за ошибок заполнения. Повторно сведения были представлены в срок, установленный налоговым органом, то есть 15.09.200.
Указанные обстоятельства судом не исследовались и оценка им не давалась. Между тем, их выяснение имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку в силу положений статьи 106-107 Налогового кодекса РФ привлечению к налоговой ответственности подлежат налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица, виновные в нарушении требований, установленных нормами настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах Решение суда является недостаточно обоснованным и поэтому подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует устранить указанные недостатки и на основании норм налогового законодательства решить вопрос о правомерности привлечения предпринимателя Н.С. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.04.2001 по делу N А51-2314/01 30-58 арбитражного суда Приморского края отменить, дело передать на новое - рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июля 2001 г. N Ф03-А51/01-2/1285
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании