Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2001 г. N Ф03-А16/01-2/543
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2001 г. N Ф03-А16/01-2/1867
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО "Р" - Галич Е.К., директор, Юхименко И.М., представитель, доверенность от 21.12.2000, рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану на Постановление от 14.02.2001 по делу N А16-820/2000-4 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску открытого акционерного общества "Р" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану о признании недействительным Решения от 16.11.2000 N 34.
Открытое акционерное общество "Р" обратилось в арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании недействительным Решения от 16.11.2000 N 34, которым истцу доначислен единый налог на вмененный доход, пени за несвоевременную уплату налога, а также применена налоговая санкция, установленная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 21.12.2000 в удовлетворении иска отказано по мотиву необоснованности заявленных требований.
Суд исходил из того что истец занизил физический параметр - численность работающих из-за не включения в численность административно-хозяйственного персонала, поэтому налоговый орган правомерно привлек его к налоговой ответственности за совершение правонарушения.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2001 решение суда отменено, исковые требования ОАО "Р" удовлетворены.
Судебная инстанция сослалась на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 08.06.2000 N 04-05-19/32, разъяснившее, что аппарат управления не включается в численность работающих для определения базовой доходности при исчислении единого налога на вмененный доход.
По мнению суда, в составе численности работников административно-управленческий аппарат не учитывается, в связи с чем оспариваемое решение инспекции по налогам и сборам признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и соборам просит постановление апелляционной инстанции отменить как незаконное, решение суда - оставить в силе.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на пункт 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", а также на Приложение N 1 к Закону Еврейской автономной области от 26.02.1999 N 79-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Еврейской автономной области" (далее - Закон ЕАО), считая, что под численностью работающих понимается численность всего персонала (в том числе административно-хозяйственного).
Заявитель полагает, что суд неправомерно сослался на письмо Минфина РФ от 08.06.2000 N 04-05-19/32, поскольку Министерству финансов не предоставлено право толкования нормативных актов.
Кроме этого, заявитель указывает, что с 01.01.2000 по 30.06.2000 предприятие осуществляло только те виды деятельности, которые подпадают под действие Закона ЕАО, что, по его мнению подтверждается бухгалтерской отчетностью за 1 полугодие 2000 года, отчетом по единому налогу.
Истец отзыв на кассационную жалобу не представил, его представители в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании участия не принимала.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Биробиджану проведена выездная налоговая проверка ОАО "Р" по вопросам правильности исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за период с 01.04.1999 по 31.06.2000, о чем составлен акт от 10.10.2000 N 39. Актом отмечено, что фактически за проверяемый период организация осуществляла: ремонт и техобслуживание автотранспортных средств, услуги по автостоянке, оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами. В период с 01.01.2000 по 30.06.2000 предприятием занижен физический параметр - численность работающих из-за не включения в численность административно-хозяйственного персонала, что привело к неполной уплате в бюджет единого налога на вмененный доход.
На основании акта проверки руководителем инспекции по налогам и сборам принято решение от 16.11.2000 N 34 о привлечении ОАО "Р" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 4462 рублей. Этим же решением истцу предложено уплатить недоимку по единому налогу - 22308 рублей и пени за несвоевременную уплату налога - 5010 рублей.
Согласно статье 5 (пункт 2) Закона ЕАО сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
При этом согласно Приложению N 1 к данному Закону ЕАО физическим показателем, характеризующем деятельность: по ремонту авто- и мототранспортных средств, по розничной торговле, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, является численность работающих.
Из буквального толкования названной правовой нормы следует, что численность работающих определяется применительно к виду деятельности.
Однако в материалах дела отсутствуют и арбитражным судом не исследовались доказательства, свидетельствующие о численности истца по каждому виду деятельности.
Считая позицию ответчика по включению в численность работающих административно-хозяйственного персонала неправомерной и признавая оспариваемое решение недействительным, апелляционная инстанция в нарушение статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указала, какими законами и иными нормативными правовыми актами руководствовался суд при принятии постановления, что согласно пункту 4 части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2000 N 04-05-19/32 (л.д. 55-56), на которое имеется ссылка в мотивировочной части постановления, в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, не относится ни к законодательству о налогах и сборах, ни к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах.
Кроме этого, мотивировочная часть постановления не содержит обстоятельств дела, установленных судом и доказательств, на основании которых суд сделал вывод о том, что в спорный период ОАО "Р" занималось несколькими видами деятельности, часть из которых (оптовая торговля) не подпадает под действие Закона ЕАО; не указаны доводы, по которым не приняты возражения налогового органа о том, что с 01.01.2000 по 30.06.2000 общество осуществляло только те виды деятельности, на которые распространяется действие данного Закона.
При новом рассмотрении дела суду следует установить численность работающих применительно к каждому виду деятельности и, исходя из этого, определить сумму налога, подлежащего уплате и правомерность привлечения истца к налоговой ответственности; полно исследовать все представленные по делу доказательства в их совокупности и оценить их с учетом норм материального права.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине по кассационной жалобе разрешить суду при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 14.02.2001 по делу N А16-820/2000-4 арбитражного суда Еврейской автономной области отменить, передать дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине по кассационной жалобе разрешить суду при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2001 г. N Ф03-А16/01-2/543
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании