Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июня 2001 г. N Ф03-А59/01-1/967
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "СМ и К" на Решение от 28.02.2001 по делу N А59-14/2000-С10 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "СМ и К" к Департаменту здравоохранения Администрации Сахалинской области о взыскании 1218152 рублей 13 копеек.
Рассмотрение дела в кассационной инстанции откладывалось в порядке ст. 120 АПК РФ.
Открытое акционерное общество "СМ и К" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Департаменту здравоохранения Администрации Сахалинской области о взыскании задолженности в размере 1218152 рублей 13 копеек по договору от 01.11.1996.
Решением от 16.02.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 06.06.2000 решение в части отказа в удовлетворении требований о взыскании основного долга в размере 44270 рублей 11 копеек, банковского процента в размере 1038888 рублей 23 копейки отменил и передал дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела решением от 28.02.2001 Арбитражный суд Сахалинской области в иске отказал.
Законность и обоснованность принятого решения в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе ОАО "СМ и К" просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает, суд необоснованно освободил от ответственности Департамент здравоохранения Администрации Сахалинской области, посчитав, что отсутствует вина в просрочке платежей.
Однако ответчиком в нарушение Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 396 по соблюдению порядка финансирования баз госрезерва надлежащих мер по исполнению договорных обязательств не исполнено, своевременно не решены вопросы о финансировании базы государства на территории Сахалинской области.
Кроме этого суд не дал оценки документам, свидетельствующим о фактическом финансировании базы государства в 1996-1998 годах.
Департамент здравоохранения Администрации Сахалинской области представил отзыв, в котором считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с законом и основания для его отмены отсутствуют.
В судебном заседании представитель ОАО "СМ и К" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дал пояснения по ее существу.
Представители Департамента здравоохранения Администрации Сахалинской области и финуправления Администрации Сахалинской области не согласившись с доводами жалобы, просили оставить ее без удовлетворения, считая решение от 28.02.2001 законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция оснований к отмене или изменению решения суда не установила.
Как следует из материалов дела, 01.11.1996 между Базой специального имущественного снабжения Управления здравоохранения Администрации Сахалинской области, правопреемником которой стало государственное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной медицинский центр мобильного резерва "Резерв" (далее МЦ "Резерв"), и акционерным обществом открытого типа "СМ и К" заключен договор по обслуживанию сетей теплоснабжения; линий и установок водоснабжения; электрических линий и обеспечение охраны территории, складских и служебных помещений Базы.
МЦ "Резерв" учреждено на основании Приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 17.06.1996 N 23. Учредитель - Комитет по управлению госимуществом Администрации Сахалинской области, который передал права Учредителя - Департаменту здравоохранения Администрации Сахалинской области.
Согласно разделу 3 Устава МЦ "Резерв" источником его финансирования являются бюджетные ассигнования и другие поступления от органа управления здравоохранения и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Согласно положениям устава МЦ "Резерв" не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.1999 по делу N Ф03-А59/99-1/1598 с Департамента здравоохранения Администрации Сахалинской области как с лица, несущего субсидиарную ответственность по долгам МЦ "Резерв", взыскана задолженность по договору от 01.11.1996 в размере 941449 рублей 49 копеек.
Истцом на данную сумму начислены проценты в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 924318 рублей 49 копеек, которые и являются предметом исковых требований настоящего спора.
Судом правомерно отказано во взыскании данной суммы, так как обязательным условием для применения ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ, является факт пользования чужими денежными средствами.
МЦ "Резерв" - учреждение, осуществляющее функции некоммерческого характера, полностью финансируется только из бюджета Сахалинской области.
Бюджетное финансирование осуществляется через Департамент здравоохранения Администрации Сахалинской области.
Судом установлено, что Департамент здравоохранения Администрации Сахалинской области в 1996-1998 годах получал денежные средства не исходя из фактической потребностей учреждений здравоохранения, а согласно утвержденному областному бюджету. В связи с чем финансирование подведомственных департаменту учреждений, в том числе и МЦ "Резерв", было недостаточно для исполнения обязательств в полном объеме.
Поскольку ответчик в необходимом количестве средств из бюджета области не получал, и установлено, что не осуществлялось финансирование и через федеральный бюджет, поэтому отсутствует факт пользования чужими денежными средствами.
Правомерны выводы суда в отношении отказа во взыскании основного долга в размере 44270 рублей 11 копеек и начисленных на них процентов согласно ст. 395 ГК РФ.
Судом путем исследования первичных документов и акта сверки от 15.05.1998, в котором отражена задолженность только по услугам отопления и ремонта складов базы МЦ "Резерв", выявлено, что Департаментом здравоохранения произведена оплата счетов N 1 от 25.11.1996 и б/н от 24.12.1996 на общую сумму 60000 рублей.
Оплата данных счетов не предусмотрена условиями заключенного договора. Кроме этого истец не доказал согласно ст. 53 АПК РФ факт указанной оплаты в пределах договорных взаимоотношений между ОАО "СМ и К" и МЦ "Резерв", в связи с чем судом правомерно исключена данная сумма из суммы по оплате услуг, оказанных по договору б/н от 01.11.1996.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ госпошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ОАО "СМ и К".
Руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.02.2001 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-14/2000-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "СМ и К" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 8845 рублей 38 копеек.
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2001 г. N Ф03-А59/01-1/967
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании