Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 марта 2001 г. N Ф03-А51/01-1/397
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение от 26.10.2000, постановление от 23.01.2001 по делу N А51-776/00 2-27 Арбитражного суда Приморского края по иску муниципального предприятия "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 1" к Администрации г. Владивостока; 3-е лицо: муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" о признании недействительными результатов конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства г. Владивостока и итоговых протоколов от 27.12.1999 NN 1, 3 на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда.
Муниципальное предприятие "Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 1" (далее МП "ПЖРЭТ N 1") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока о признании недействительными результатов конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства г. Владивостока и итоговых протоколов от 27.12.1999 NN 1, 3 на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному соде ржанию и текущему ремонту жилищного фонда.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее МП "ЖКХ").
Решением от 26.04.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.06.2000, результаты конкурса признаны недействительными на том основании, что администрацией города Владивостока были нарушены правила проведения конкурса, не исполнены требования пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявляемые к информационным сообщениям о проведении конкурса.
Постановлением кассационной инстанции от 08.08.2000 состоявшиеся судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда на основании пункта 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При повторном рассмотрении дела Арбитражный суд Приморского края решением от 26.10.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2001. результаты конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства признал недействительными на основании статьи 449 Гражданского кодекса РФ.
В кассационной жалобе МП "ЖКХ" предлагает состоявшиеся судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявителем оспаривается вывод суда о том, что ответчиком допущены нарушения порядка извещения о торгах в форме конкурса, которые привели к существенному нарушению прав потенциальных участников конкурса как несоответствующий обстоятельствам дела.
Считает, что судом неправомерно не применен к спорным правоотношениям ФЗ "О конкурсе на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных НУЖД" от 06.05.1999 N 97-ФЗ.
По его мнению, законодатель предусмотрел право выбора формы извещения за организатором конкурса.
МП "ЖКХ" полагает, что суд при вынесении решения превысил свои полномочия, кроме того, по его мнению, суд неправильно применил Положение об открытом конкурсе на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ЖКХ г. Владивостока, утвержденное постановлением исполняющего обязанности главы администрации г. Владивостока от 10.09.1999 N 1600, статьи 447-449 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 статьи 11, часть 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Администрация города Владивостока в отзыве на кассационную жалобу с ее доводами согласилась, решение и постановление считает необоснованными, не соответствующими закону и материалам дела.
МП "ПЖРЭТ N 1" в своем отзыве на жалобу пояснило, что ответчиком не соблюдены требования пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, что в силу статьи Гражданского кодекса РФ является основанием для признания результатов конкурса недействительными.
В заседании суда кассационной инстанции представители ответчика и третьего лица доводы жалобы поддержали.
Представители истца оснований к отмене судебных актов не усматривают и просят оставить их в силе по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 120 Арбитражного процессуального кодекса РФ с 21.03.2001 на 26.03.2001 на 15 часов 30 МИНУТ.
Проверив законность решения от 26.10.2000 и постановления от 23.01.2001, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их принятыми с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы Администрации города Владивостока от 27.10.1999 N 1754 Управлением муниципального заказа по ЖКХ, являющимся структурным подразделением Администрации г. Владивостока, 22.12.1999 проведен конкурс на право заключения договоров муниципального заказа на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда Советского, Первореченского, части Ленинского и Фрунзенского районов.
Согласно итоговым протоколам конкурсной комиссии от 27.12.1998 по лоту N 1 и лоту N 3 победителем конкурса признано МП "ЖКХ".
Итоги конкурса закреплены распоряжением Администрации города Владивостока от 10.01.2000 N 18р.
МП "ПЖРЭТ N 1", считая, что конкурс проведен организатором с нарушением правил, установленных законом, обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд исходил из следующего.
Конкурс проводился на основании постановления исполняющего обязанности главы администрации города Владивостока от 10.09.1999 N 1600 "О порядке проведения открытого конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства города Владивостока" и в соответствии с Положением о конкурсе.
Статья 447 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность заключения договора путем проведения торгов.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ организатор торгов обязан обеспечить доведение до предполагаемых участников извещения об их проведении не менее чем за 30 дней до этого. Оно должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 указанного выше "Положения" для организации и проведения конкурса организатор конкурса составляет и доводит до потенциальных участников информационное сообщение о проведении конкурса через средства массовой информации.
Информационное сообщение должно включать, в числе других, и сведения о местонахождении ч технических характеристиках жилищного фонда, для содержания и ремонта которого объявлен конкурс.
Положениями статьи 449 Гражданского кодекса РФ определено следующее: торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В данном случае, как установлено судом, извещение о проведении конкурса было опубликовано в газете "Владивостока и "Приморские вести" с соблюдением сроков, установленных пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Однако в нарушение того же пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ и пункта 4.3 указанного "Положения" информационное сообщение не содержало сведений о начальной цене и техническом состоянии жилищного фонда, то есть о предмете торгов в форме аукциона. В нем не отражен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, не указаны условия, которые будут признаны лучшими при определении победителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие надлежащего оповещения о торгах со стороны ответчика повлекло нарушение прав потенциальных участников конкурса, что в силу статьи 449 Гражданского кодекса РФ является основанием для признания результатов конкурса недействительными.
Кроме того, при рассмотрении спора суд установил, что ответчик при проведении конкурса в нарушение пункта 4.3 Положения об открытом конкурсе объем работ по содержанию и ремонту жилищного фонда не обозначил. Представленные участникам конкурса в составе конкурсной документации о жилищном фонде лоты 1. 2, 3 не содержат сведений о качестве ремонтно-восстановительных работ, технико-экономических коэффициентов, а также данные по износу жилищного фонда.
Из изложенного следует, что ответчиком не доведена до участников конкурса полная техническая характеристика жилищного фонда, являющегося предметом конкурса.
Следовательно, обоснован вывод суда о том, что у участников конкурса на период его проведения отсутствовала объективная информация о предмете конкурса, что лишило их возможности осуществить экономически обоснованный расчет стоимости услуг.
Исследуя обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод о том, что проведением конкурса Администрацией города Владивостока в отношении муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МП "ПЖРЭТ N 1", нарушаются права истца, предусмотренные Указом Президента от 24.12.1993 ФЗ N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", как предприятия, которое находится в стадии приватизации.
Установив факты нарушения ответчиком при проведении торгов в форме аукциона требований статьи 448 Гражданского кодекса РФ и пунктов 4.2, 4.3 "Положения", которые могли привести к неправильному определению победителя, арбитражный суд обоснованно применил статью 449 Гражданского кодекса РФ и удовлетворил требования истца в полном объеме.
Признание торгов в форме аукциона недействительными в силу статьи 449 Гражданского кодекса РФ влечет недействительность договора от 09.02.2000 N 064-48/00, заключенного с муниципальным предприятием "ЖКХ", выигравшим торги.
Доводы ответчиков о надлежащем извещении о проведении торгов в форме аукциона организатором конкурса потенциальных его участников, о необоснованном неприменении судом к спорным правоотношениям ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.1999 N 97-ФЗ и о том, что начальная цена была доведена участникам конкурса на предварительном собрании от 29.10.1999, а также о превышении судом своих полномочий, были предметом исследования судов обеих инстанций и оценены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права при принятии решения и постановления судом не допущено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что состоявшиеся судебные акты соответствуют обстоятельствам дела и закону, поэтому решение от 26.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2001 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Госпошлина по кассационной жалобе в сумме 82 рублей 55 копеек подлежит довзысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2001 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-776/2000 2-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета госпошлину, недоплаченную по кассационной жалобе, в сумме 82 рубля 55 копеек.
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 марта 2001 г. N Ф03-А51/01-1/397
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании