Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-2/1160
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району города Хабаровска на решение от 01.04.2002 по делу N А-73-13 88/2002-40 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району города Хабаровска к Индивидуальному предпринимателю К.И. о взыскании 2860 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском о взыскании с гражданина - предпринимателя К.И. (далее - предприниматель) 2860 руб., составляющих штраф за нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее - Закон N 5215-1).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.04.2002 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что у инспекции по налогам и сборам отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа с предпринимателя за использование неисправной контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением, поскольку статья 7 Закона N 5215-1, которая устанавливала ответственность за данное правонарушение, с 01.01.2002 действует в новой редакции, не предусматривающей ответственность за данное правонарушение.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Правильность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение о взыскании с ответчика штрафной санкции в сумме 2860 руб. Заявитель жалобы указывает на то, что решение о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение Закона N 5215-1 принято налоговым органом 11.12.2001, а Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вступил в силу 31.12.2001, поэтому требования инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафных санкций являются правомерными. Кроме того, по мнению истца, вышеуказанным законом прямо не предусмотрено, что он имеет обратную силу, следовательно, судом неправомерно отказано во взыскании суммы штрафа за применение неисправной ККМ.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка в киоске, принадлежащем предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства серии ЮФ N 5041, расположенном в пос. Березовка, ул. Советская, рынок, по вопросу соблюдения Закона N 5215-1, в ходе которой установлено использование ответчиком неисправной ККМ, так как ККМ печатает неразборчиво контрольную ленту, имеет место наложение реквизитов друг на друга, о чем составлен акт проверки N 000578-10-16/160 дсп от 16.11.2001. По результатам проверки налоговым органом 11.12.2001 принято решение N 10-16/222 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 7 Закона N 5215-1, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О, в виде взыскания штрафа в сумме 2860 руб. за использование неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением и предложено предпринимателю К.И. Оглы уплатить указанный штраф в добровольном порядке, что ответчиком сделано не было. Поэтому налоговый орган обратился с иском о взыскании штрафа в судебном порядке.
Арбитражным судом правомерно отказано во взыскании указанных штрафных санкций, поскольку на момент обращения с иском в суд у налогового органа отсутствовали правовые основания для их взыскания.
Действительно, на момент принятия 11.12.2001 налоговым органом решения действовала статья 7 Закона РФ N 5215-1, которая, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О, предусматривала ответственность за использование неисправной ККМ в виде взыскания штрафа от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда, то есть на момент принятия решение налогового органа является законным, но взыскать штрафные санкции по нему в 2002 году не представляется возможным по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" статья 7 Закона N 5215-1 изложена в новой редакции, которая с 01.01.2002 не устанавливает составы правонарушений, а определяет порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
Поскольку на момент предъявления иска в суд ответственность за использование неисправной ККМ отменена, то подлежит применению статья 54 Конституции РФ, устанавливающая, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Следовательно, арбитражный суд правомерно применил для урегулирования спорных правоотношений Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.04.2002 по делу N А73-1388/2002-40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" статья 7 Закона N 5215-1 изложена в новой редакции, которая с 01.01.2002 не устанавливает составы правонарушений, а определяет порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
Поскольку на момент предъявления иска в суд ответственность за использование неисправной ККМ отменена, то подлежит применению статья 54 Конституции РФ, устанавливающая, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Следовательно, арбитражный суд правомерно применил для урегулирования спорных правоотношений Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-2/1160
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании