Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 сентября 2002 г. N Ф03-А51/02-1/1995
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3251 и от 22 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1583
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений РФ на решение от 04.04.2002, постановление от 09.07.2002 по делу N А51-1566/01 9-28 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальная энергетика" о признании государственного федерального предприятия "287 отдел торговли Управления торговли Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ" несостоятельным (банкротом).
Определением от 26.02.2001 Арбитражный суд Приморского края принял к производству заявление ОАО "Коммунальная энергетика" о признании государственного федерального предприятия "287 отдел торговли Управления торговли Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" (далее ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ", отдел торговли, должник) несостоятельным (банкротом), ввел процедуру наблюдения и назначил Кривошеева В.Я. временным управляющим.
К участию в деле о банкротстве суд привлек Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее Минимущество РФ) и Министерство обороны Российской Федерации (далее Минобороны РФ), о чем вынес определение от 04.07.2001 (л.д. 134 т. 2).
Решением от 04.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2002, отдел торговли признан несостоятельным (банкротом) по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ, открыто конкурсное производство, Кривошеев В.Я. назначен конкурсным управляющим.
В кассационной жалобе Минимущество РФ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части, касающейся вины Минимущества РФ и Минобороны РФ в банкротстве должника.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на неправильное применение судом обеих инстанций п. 2 ст. 295 ГК РФ. По мнению Минимущества РФ, изъятие имущества у отдела торговли не имело места. Фактически должник осуществил отказ от права хозяйственного ведения, что не противоречит закону. Кроме того, действия по передаче имущества казенному предприятию не могли вызвать неспособность отдела торговли по удовлетворению требований кредиторов, поскольку необеспеченность обязательств должника возникла задолго до осуществления указанных действий.
От конкурсного управляющего ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" и Полевого учреждения Центрального Банка РФ N 10561 (далее банк) поступили возражения на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с изложенными в ней доводами и указано на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании 17.09.2002 конкурсный управляющий ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" и представитель банка поддержали указанные возражения. Кроме того, конкурсный управляющий пояснил, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2002 по делу N А40-45092/01-125-63, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2002, распоряжение Мингосимущества РФ от 10.12.1999 N 1603-р "О передаче имущества федеральному казенному предприятию "Управление торговли Тихоокеанского флота" в части, касающейся имущества, принадлежащего ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" на праве хозяйственного ведения, а так же приложения 4 и 16 к этому распоряжению признаны недействительными как противоречащие закону, в том числе п. 2 ст. 295 ГК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.09.2002 до 14 часов 30 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены либо изменения.
В соответствии со статьей 49 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, при отсутствии оснований для введения внешнего управления.
Согласно статье 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
При этом размер требований к должнику-юридическому лицу, при определении которого принимается во внимание размер денежных обязательств и обязательных платежей без учета неустойки и иных финансовых санкций, должен составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда (статьи 4, 5 Закона о банкротстве).
Принимая решение о признании отдела торговли банкротом, суд сделал вывод о наличии у него признаков банкротства, указав на просроченную задолженность в сумме 22644000 руб., которая превышает стоимость основных и оборотных средств должника, что свидетельствует о невозможности восстановления его платежеспособности.
Не установлено судом и предусмотренных п. 3 ст. 67 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" оснований для введения внешнего управления.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правильно признали отдел торговли несостоятельным (банкротом). В данной части судебные акты не обжалуются.
Кроме того, установив на основании исследованных доказательств наличие признаков преднамеренного банкротства должника по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ, осуществивших действия, направленные на изъятие у должника имущества, необходимого для осуществления его уставной деятельности, судебные инстанции применили п. 2 ст. 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и признали отдел торговли банкротом по вине указанных министерств.
Как следует из материалов дела, ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" создано в соответствии с директивами Главного штаба ВМФ от 23.01.1978 N 730/1/0059 и штаба ТОФ от 03.03.1978 N 13/1/00145.
Учредителем предприятия является Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом.
Все имущество предприятия находится в федеральной собственности Российской Федерации и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Исходя из положений ст. 295 ГК РФ собственник не может распоряжаться имуществом, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, без его согласия.
В соответствии с п. З Постановления Правительства РФ от 06.12.1999 N 1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения" не допускается создание на базе имущества предприятий, имеющих кредиторскую задолженность, федеральных казенных предприятий.
Однако Постановлением Правительства РФ от 06.07.1999 N 743 "Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)" Мингосимуществу РФ (в настоящее время Минимущество РФ) и Министерству обороны РФ было предписано осуществить юридические действия, связанные с образованием государственных унитарных предприятий военной торговли, в том числе федерального казенного предприятия "Управление торговли Тихоокеанского флота" г. Владивосток (далее ФКП "УТ ТОФ").
Во исполнение данного Постановления Министр обороны РФ издал приказ от 12.08.1999 N 352 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 06.07.1999 N 743 "Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)" о подготовке и представлению до 01.11.1999 в Мингосимущество РФ согласованных предложений о передаче федеральным казенным предприятиям военной торговли объектов, вошедших в единую систему военной торговли.
В свою очередь Мингосимущество РФ, сославшись, в том числе на обращения Минобороны России от 12.10.99 N 804/3-1442 и от 30.11.99 N 804/3-1688, издало распоряжение от 10.12.1999 N 1603-р "О передаче имущества федеральному казенному предприятию "Управление торговли тихоокеанского флота" (далее Распоряжение N 1603-р) об исключении федерального имущества из состава закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями военной торговли, в том числе за ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ", и передаче этого федерального имущества в оперативное управление названному казенному предприятию.
В связи с этим 28.01.2000 состоялась передача указанного имущества должника, в состав которого вошло недвижимое имущество (здания магазинов, комбината бытового обслуживания, ситроцеха и т.д.) и движимое имущество (инвентарь, оборудование, товарно-материальные ценности и т.д.), посредством которого отдел торговли осуществлял свою уставную деятельность по организации торговли и бытового обслуживания военнослужащих и членов их семей.
Установив вышеуказанные обстоятельства путем исследования представленных в деле доказательств, суд обеих инстанций на основании пункта 2 статьи 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сделал правильный вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства должника по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ, поскольку изъятие имущества у должника привело к невозможности осуществления им деятельности, предусмотренной уставом, и произведено Минимуществом РФ с превышением полномочий собственника.
При этом суд правильно применил статьи 294, 295 ГК РФ и сделал обоснованный вывод о недоказанности наличия согласия должника на изъятие у него названного имущества, указав на отсутствие ссылки на него в Распоряжении N 1603-р, которое в свою очередь носило для должника обязательный характер.
Кроме того, судом учтено заключение Дальневосточного межрегионального территориального органа ФСФО России от 25.01.2001, подготовленного по запросу арбитражного суда в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому у ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" имеются признаки преднамеренного банкротства по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют обстоятельствам дела и закону, поэтому отмене не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаконности судебных актов, принятых без учета доказательств, свидетельствующих о наличии у должника на момент изъятия имущества признаков банкротства, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. При этом суд исходил из того, что изъятие имущества лишило предприятие возможности осуществлять уставную деятельность и применить к должнику меры по восстановлению платежеспособности, ввести процедуру внешнего управления.
С учетом изложенного кассационная жалоба является необоснованной и основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.04.2002, постановление от 09.07.2002 по делу N А51-1566/01 9-28 Арбитражного суда Приморского крад оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив вышеуказанные обстоятельства путем исследования представленных в деле доказательств, суд обеих инстанций на основании пункта 2 статьи 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сделал правильный вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства должника по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ, поскольку изъятие имущества у должника привело к невозможности осуществления им деятельности, предусмотренной уставом, и произведено Минимуществом РФ с превышением полномочий собственника.
При этом суд правильно применил статьи 294, 295 ГК РФ и сделал обоснованный вывод о недоказанности наличия согласия должника на изъятие у него названного имущества, указав на отсутствие ссылки на него в Распоряжении N 1603-р, которое в свою очередь носило для должника обязательный характер.
Кроме того, судом учтено заключение Дальневосточного межрегионального территориального органа ФСФО России от 25.01.2001, подготовленного по запросу арбитражного суда в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому у ГФП "287 ОТ УТ ТОФ МО РФ" имеются признаки преднамеренного банкротства по вине Минобороны РФ и Минимущества РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2002 г. N Ф03-А51/02-1/1995
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании