Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1264
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца: Гончаров А.Г. - начальник грузового района "Ветка" по доверенности N 19-18/89 от 02.07.2002, Казанникова С.В. - представитель по доверенности N 01 от 08.01.2002, от ответчика: Глущенко В.Н. - юрисконсульт по доверенности N НЮ-193 от 26.04.2002, рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" на решение от 02.04.2002 по делу N А73-1725/2002-4 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения РФ о взыскании 24093 руб. 16 коп.
Открытое акционерное общество "Хабаровский речной торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ (далее ФГУП "ДВЖД") о взыскании 24093 руб. 16 коп., составляющих сумму излишне взысканных штрафов за самовольное использование вагонов NN 61515615, 24562654.
Решением от 02.04.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого судом решения не проверялись.
В кассационной жалобе ОАО "Хабаровский речной торговый порт" просит отменить решение суда как принятое в нарушение норм материального права. Заявитель считает, что судом неправильно применена ст. 65 ТУЖД РФ, поскольку к данным правоотношениям необходимо применять ст.ст. 44, 47 ТУЖД РФ. Кроме того, положения ст. 124 ТУЖД РФ не предоставляют возможности ответчику на списание со справки ТЕХ ПД истца штрафа в безакцептном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "Хабаровский речной торговый порт" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ФГУП "ДВЖД" не согласен с доводами, считает решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение суда подлежит оставлению в силе, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "ДВЖД" и ОАО "Хабаровский речной торговый порт" заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь, принадлежащий железной дороге, срок действия договора установлен с 01.07.1999 по 01.07.2004.
Параграфом 7 договора предусмотрены сроки на погрузку в вагоны и выгрузку из вагонов грузов в соответствии с оговоренным перечнем видов груза: техника, тяжеловесный груз - 30 минут, контейнеры - 30 минут, уголь - 51 минута, песок - 43 минуты, лес круглый - 1 час, пиломатериалы - 1 час 16 минут, товарно-штучные грузы - 2 часа 15 минут. Погрузка и выгрузка других грузов осуществляется согласно Правил перевозки грузов.
Актами общей формы N 600761 от 30.10.2001 и N 610862 от 07.12.2001 зарегистрировано, что в вагонах 61515615 и 24562654, прибывших в адрес истца, находился груз на хранении без согласия железной дороги. В связи с чем, ответчиком начислен штраф в размере 28200 рублей и 2200 рублей соответственно каждому установленному нарушению и на основании счетов-фактур от 06.12.2001 N 10128085 и от 24.12.2001 N 101367 Дальневосточным технологическим центром по обработке перевозочных документов железных дорог (далее ТЕХ ПД) названные суммы списаны с лицевого счета истца, открытого в том же ТЕХ ПД.
ОАО "Хабаровский речной торговый порт", не согласившись на основании ст.ст. 44, 47 ТУЖД РФ с суммой штрафа, обратилось с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сделал вывод о правомерном взыскании железной дорогой штрафа на основании ст.ст. 65, 114, 115 ТУЖД РФ за самовольное хранение истцом груза в вагоне без согласия дороги.
Имеющиеся в материалах дела железнодорожные накладные NN 93993571, 84951042 свидетельствуют о том, что в адрес ОАО "Хабаровский речной торговый порт" в полувагоне N 61515615 поступил лес баланс хвойных пород в количестве 697 штук и в вагоне N 24562654 - мука пшеничная 1300 мест.
Ведомостями подачи и уборки вагонов NN 500668, 100824 подтверждается факт задержки вагонов NN 61515615, 24562654. При этом в ведомости N 100824 зафиксировано, что вагон подан без уведомления согласно ст. 40 ТУЖД РФ.
Из актов общей формы N 600761 от 30.10.2001 и N 610862 от 07.12.2001 следует, что на хранении находился груз, прибывший в адрес истца.
Статьей 44 ТУЖД РФ определено, что за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
Арбитражный суд в нарушение ст. 59, 124 АПК РФ не дал оценку правомерности начисления железной дорогой штрафа на основании ст. 65 ТУЖД РФ с учетом положений ст. 44 ТУЖД РФ, а также возражениям истца по задержке вагонов: по вагону N 61515615 - приказ по ДВЖД N 701 от 01.11.2001 (в материалах дела отсутствует); по вагону N 24562654 - отсутствие надлежащего уведомления согласно ст. 40 ТУЖД РФ.
В связи с чем вывод о правомерности начисления штрафа не достаточно обоснован.
Между тем, данный вывод суда и его обоснованность не имеет решающего значения по рассматриваемому предмету иска.
Установлено и подтверждено представителями сторон в заседании суда кассационной инстанции, что списание денежных средств согласно счетов-фактур от 06.12.2001 N 10128085 и от 24.12.2001 N 101367 произведено ДВЖД с лицевого счета истца, открытого в ТЕХ ПД, деятельность которого регулируется типовым технологическим процессом товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов, утвержденным Министерством путей сообщения РФ в 1993 году, и Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденным 25.03.1994 Центральным банком РФ и Министерством путей сообщения РФ.
Списание денежных средств через ТЕХ ПД представляет собой особую форму расчетов со специфическими правилами. Данные расчеты отражаются в учетных документах грузоотправителя или грузополучателя путем совершения записи по списанию денежных средств, открытых в ТЕХ ПД железной дорогой. При этом денежные средства на лицевых счетах в ТЕХ ПД отсутствуют.
В связи с чем защита нарушенного права истца возможна только путем восстановления записи на его лицевом счете в ТЕХ ПД, а не путем взыскания денежных средств с железной дороги.
На основании изложенного, решение суда об отказе ОАО "Хабаровский речной торговый порт" в удовлетворении исковых требований подлежит оставлению в силе.
При этом необходимо отметить, что ОАО "Хабаровский речной торговый порт" не лишено права на судебную защиту в случае подачи соответствующего иска.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.04.2002 по делу N А73-1725/2002-4 Арбитражного суда Хабаровского края оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1264
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании