Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2609
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1328
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика ИМНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре - Лукьянченко Р.В., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 04-11/6372 от 02.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "КААП" не решение от 19.06.2002, постановление от 05.09.2002 по делу N А73-3601/2001-7/40 (АИ-1/700) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "КААП" к инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре о признании частично недействительным решения N 02-08/217 от 12.01.2001.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 11.12.2002.
Федеральное государственное унитарное предприятие "КААП" (далее - ФГУП "КААП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании частично недействительным решения N 02-08/217 от 12.01.2001.
Решением суда от 11.09.2001 исковые требования удовлетворены частично. Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2001 решение суда изменено.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2002 (Ф03-А73/022/196) вышеуказанные судебные акты отменены в части признания недействительным решения налогового органа о начислении ФГУП "КААП" пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 3546531 руб., и дело в этой части передано на новое рассмотрение. В остальной части решение и постановление арбитражного суда оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела решением суда от 19.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.09.2002, в удовлетворении требований истца о признании недействительным решения инспекции по налогам и сборам от 12.01.2001 N 02-08/217 в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 3546531 руб. отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "КААП" выражает несогласие с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, просит их в обжалуемой части отменить, а исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в заседании суда, не согласившись с доводами жалобы, просят оставить ее без удовлетворения.
Проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ФГУП "КААП" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.1998 по 30.06.2000. По результатам проверки составлен акт от 01.11.2000 N 02-08/220 ДСП, которым в числе допущенных нарушений установлено нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем принято решение от 12.01.2001 N 02-08/217 (с учетом рассмотрения возражений к акту), в частности, о взыскании пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3546531 руб., в том числе: в федеральный дорожный фонд - 153938 руб., в территориальный дорожный фонд - 3392593 руб.
Из акта налоговой проверки следует, что ФГУП "КААП" уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог ежеквартально. Однако, по мнению налогового органа, предприятие должно было уплачивать этот налог ежемесячно как в федеральный дорожный фонд, так и в территориальный дорожный фонд. Поэтому ответчиком по результатам налоговой проверки произведено истцу начисление пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Арбитражный суд обеих инстанций в ходе нового рассмотрения дела признал обоснованной позицию инспекции по налогам и сборам, сославшись при этом на: Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1, Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, и Инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов поступающих в дорожные фонды".
Налог на пользователей автомобильных дорог был установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 (с применениями и дополнениями) как федеральный налог. Этим же подпунктом предусматривалось, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. В соответствии с настоящей статьей закона порядок зачисления федеральных налогов в бюджет и внебюджетный фонд устанавливался законодательными актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определялся законами субъектов Российской Федерации, а средств федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральный законом.
Согласно первоначальной редакции названной статьи Закона порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации.
С учетом этого требования Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 был утвержден Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, пунктом 10 которого определялось, что предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Следовательно, налоговый период для уплаты налога в федеральный дорожный фонд составляет один месяц.
Указанный порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации был разработан и принят Верховным Советом Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Следовательно, сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд Российской Федерации установлены в предусмотренном законом порядке. Поэтому пени за несвоевременную уплату этого налога в федеральный дорожный фонд Российской Федерации начислены инспекцией по налогам и сборам обоснованно, а выводы арбитражного суда об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части являются правомерными.
В тоже время арбитражный суд обеих инстанций, отказывая в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Хабаровского края, неполно исследовал обстоятельства, связанные с применением законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 Федеральным законом от 26.05.1997 N 82-ФЗ, порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов должен определяться законами субъектов Российской Федерации. В Законе Хабаровского края "О территориальном дорожном фонде" от 23.04.1996 N 41 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен.
Между тем, согласно редакции статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", действовавшей ранее, порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определялся Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, автономным областным и автономным окружным Советом народных депутатов.
Решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 29.06.1993 N 113 утвержден Порядок образования и использования территориального дорожного фонда. В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 указанного Порядка предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленные Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налоги в учреждения банков по городам и районам края государственным налоговым инспекциям на субсчет территориального дорожного фонда в сроки: налог на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Однако этот законодательный акт субъекта Федерации не был предметом рассмотрения ни в одной инстанции арбитражного суда, не проверено его действие в рассматриваемый период отношений, и не дана правовая оценка о допустимости применения упомянутого нормативного правового акта.
Таким образом, судебные акты в этой части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.06.2002, постановление апелляционной инстанции от 05.09.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3601/2001-7/40 (АИ-1/700) об отказе в удовлетворении исковых требований ФГУП "КААП" о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре от 12.01.2001 N 02-08/217 в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 Федеральным законом от 26.05.1997 N 82-ФЗ, порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов должен определяться законами субъектов Российской Федерации. В Законе Хабаровского края "О территориальном дорожном фонде" от 23.04.1996 N 41 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен.
Между тем, согласно редакции статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", действовавшей ранее, порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определялся Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, автономным областным и автономным окружным Советом народных депутатов.
Решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 29.06.1993 N 113 утвержден Порядок образования и использования территориального дорожного фонда. В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 указанного Порядка предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленные Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налоги в учреждения банков по городам и районам края государственным налоговым инспекциям на субсчет территориального дорожного фонда в сроки: налог на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2609
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании