Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1328
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Открытого акционерного общества "КААП" - Солодовник О.В. - заместитель начальника правового управления по доверенности от 01.12.2002 N 07-22, Зыков А.Л. - адвокат по доверенности от 04.03.2003 N 07-173, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "КААП" на постановление от 01.04.2003 по делу N А73-3601/2001-2 (АИ-1/246) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Открытого акционерного общества "КААП" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании частично недействительным решения от 12.01.2001 N 02-08/217.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 20.06.2003.
Федеральное государственное унитарное предприятие "КААП" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция по налогам и сборам) N 02-08/217 от 12.01.2001.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя на Открытое акционерное общество "КААП" (далее - ОАО "КнААПО", общество).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.09.2001 требования заявителя удовлетворены частично, ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 2460000 рублей, налога на добавленную стоимость - 2198398 рублей, взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость - 439679, 60 рублей и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 3546531 рубль.
Постановлением апелляционной инстанции 18.12.2001 решение суда изменено.
Решение инспекции по налогам и сборам признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 315633 рубля, налога на добавленную стоимость - 600120 рублей, начисленной пени и наложения штрафа от суммы НДС - 600120 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2002 судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и дело в этой части направлено на новое рассмотрение, в остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 5.09.2002, в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 11.12.2002 судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены в оспариваемой части и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Решением суда от 28.01.2003 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа о начислении налогоплательщику к уплате пени на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 3392593 рубля. Судебный акт мотивирован тем, что порядок и сроки уплаты взносов в территориальный дорожный фонд субъектом Российской Федерации не определены. Порядок образования и использования территориального дорожного фонда, утвержденный решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 29.06.1993 N 113, которым руководствовался налоговый орган при привлечении заявителя к ответственности, не опубликовывался и в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению.
Постановлением апелляционной инстанции от 1.04.2003 решение суда отменено и в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что срок уплаты названного налога установлен Инструкциями "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", принятыми Государственной налоговой службой РФ во исполнение Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". В связи с тем, что уплата налога производилась несвоевременно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что инспекция по налогам и сборам обоснованно начисляла пени в установленном размере.
Правильность принятого постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "КнААПО", которое просит судебный акт апелляционной инстанции отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, нарушения выразились в том, что суд апелляционной инстанции ошибочно применил Инструкцию МНС РФ от 4.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", поскольку в оспариваемый период данная инструкция не действовала. Кроме того, судебная инстанция необоснованно исходила из того, что данный налог должен уплачиваться ежемесячно, не учитывая при этом, что положениями статьи 55 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если в законодательных актах не определен налоговый период, то налоговым периодом признается календарный год.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Открытого акционерного общества "КААП" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение представителей Общества, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ФГУП "КнААПО" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1.04.1998 по 30.06.2000. По результатам проверки составлен акт от 1.11.2000 N 02-08/220 ДСП, которым установлено нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. С учетом рассмотрения возражений по акту проверки налоговым органом принято решение от 12.01.2001 N 02-08/217, в том числе о взыскании пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3546531 рубль, из которых: в Федеральный дорожный фонд взысканы 153938 рублей, в территориальный дорожный фонд - 3392593 рубля.
Из акта налоговой проверки следует, что ФГУП "КнААПО" уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог ежеквартально. Однако, по мнению налогового органа, предприятие должно было уплачивать этот налог ежемесячно как в Федеральный дорожный фонд, так и в территориальный дорожный фонд. В этой связи, инспекцией по налогам и сборам произведено начисление налогоплательщику пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 28.01.2003 требования Общества в части необоснованного начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд, удовлетворены на том основании, что законодательными органами Хабаровского края - субъекта Российской Федерации не установлены порядок и сроки уплаты взносов в территориальный дорожный фонд.
Отменяя судебный акт первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" установлены сроки уплаты данного налога.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, являются федеральными налогами. Порядок налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог установлен Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
При этом настоящий Федеральный закон наделил субъектов федерации полномочиями определять порядок образования и использования территориальных дорожных фондов, устанавливать ставки и сроки уплаты соответствующих налогов.
Во исполнение статьи 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" принят Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 41 "О территориальном дорожном фонде", установивший порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда.
При этом срок уплаты налога законодательным органом субъекта РФ не определен.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте о конкретном налоге налоговым периодом признается календарный год.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. В этой связи пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Исходя из положений статьи 57 НК РФ, при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, налогоплательщика за весь проверяемый период по лицевому счету имелась переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог и пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса РФ, не подлежат взысканию, поскольку недоимка по данному налогу отсутствует.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд первой инстанции обоснованно исходил также из того, что Решение Малого совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов N 113 от 29.06.1993, утвердившее порядок образования и использования территориального дорожного фонда и определившее срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, не подлежало применению инспекцией по налогам и сборам. Исходя из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты не подлежат применению, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Суд первой инстанции также правильно установил, что уплата налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд производилась Обществом ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, а поквартально, с нарастающим итогом данный налог уплачивался не позднее 20 числа следующего месяца. В этой связи, при принятии решения судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для начисления налоговым органом пени за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемых в территориальный дорожный фонд, так как налоговым периодом, в данном случае, для уплаты налога, в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации, является календарный год.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 1.04.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3601/2001-2 (АИ-1/246) отменить, оставить в силе решение суда от 28.01.2003 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд первой инстанции обоснованно исходил также из того, что Решение Малого совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов N 113 от 29.06.1993, утвердившее порядок образования и использования территориального дорожного фонда и определившее срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, не подлежало применению инспекцией по налогам и сборам. Исходя из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты не подлежат применению, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Суд первой инстанции также правильно установил, что уплата налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд производилась Обществом ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, а поквартально, с нарастающим итогом данный налог уплачивался не позднее 20 числа следующего месяца. В этой связи, при принятии решения судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для начисления налоговым органом пени за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемых в территориальный дорожный фонд, так как налоговым периодом, в данном случае, для уплаты налога, в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации, является календарный год."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1328
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании