Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2096
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" ведущий юрисконсульт - Андропова С.Б. (доверенность N 7/147 от 04.07.2002), от ответчика от Минфина РФ ведущий специалист - Лентьева Н.Ю. (доверенность б/н от 16.02.2002), от Финдепартамента Администрации г. Хабаровска главный специалист юридического отдела - Трунова Е.А. (доверенность N 04-02/1044 от 05.09.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 29.04.2002, постановление от 02.08.2002 по делу N А73-847/2001-19/33 (АИ-1/571) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Администрации Хабаровского края, департаменту социальной защиты населения Администрации Хабаровского края, 3-и лица: Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, о взыскании 1821541 руб. 07 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска о взыскании 1821541 руб. 07 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в октябре - декабре 2000 года субсидий по оплате коммунальных услуг малообеспеченным категориям граждан.
Определением от 18.09.2001 к участию в деле в качестве соответчика привлечен финансовый департамент Администрации Хабаровского края (в настоящее время Министерство финансов Хабаровского края), в качестве третьих лиц на стороне ответчиков - Администрация Хабаровского края (в настоящее время Правительство Хабаровского края) и департамент социальной защиты населения Администрации Хабаровского края.
Определением от 15.11.2001 по заявлению истца в качестве третьих лиц на стороне ответчиков к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ и Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Решением от 29.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2002, исковые требования ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" удовлетворены за счет Правительства Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии с ст. 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения отнесено к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы.
Со ссылкой на ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в РФ" податель жалобы полагает, что источником для покрытия затрат на предоставление субсидий гражданам, являются дотации и трансферты, поступающие из федерального бюджета.
Обязанность финансирования данной статьи расходов из федерального бюджета, по мнению Министерства финансов Хабаровского края, установлена и статьями 84, 130 БК РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов Хабаровского края участия не принимали.
Представители ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", Министерства финансов РФ, финансового департамента Администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судом, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в октябре, ноябре, декабре 2000 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за электроэнергию предоставило субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям.
Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в размере предоставленных указанным категориям граждан субсидий, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так статьей 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в РФ" от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная Администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 5) в пределах предоставленных ему федеральным законодательством прав, установлена обязанность предоставления гражданам указанных субсидий органами государственной власти субъектов и местного самоуправления и компенсации ими за счет собственных средств предприятиям и организациям, оказывающим коммунальные услуги, расходов на предоставление субсидий гражданам в установленном ими порядке. Для чего в пункте 6 "Г" указанного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при формировании расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Исходя из изложенного, суд правомерно не принял во внимание доводы Министерства финансов Хабаровского края о том, что бремя возмещения компенсаций (субсидий) возложено законодательством на федеральный бюджет.
В целях реального предоставления субсидий на уровне субъекта РФ (Хабаровского края) приняты Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", Закон Хабаровского края от 26.01.2000 N 182 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год", где источниками финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований.
Поскольку, как установлено судом из краевого бюджета в бюджет Администрации г. Хабаровска за спорный период денежные средства на финансирование субсидий не поступали, поэтому суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению малообеспеченным категориям граждан льгот для оплаты потребленной в октябре - декабре 2000 года электрической энергии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-847/2001-19/33 (АИ-1/571) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 5) в пределах предоставленных ему федеральным законодательством прав, установлена обязанность предоставления гражданам указанных субсидий органами государственной власти субъектов и местного самоуправления и компенсации ими за счет собственных средств предприятиям и организациям, оказывающим коммунальные услуги, расходов на предоставление субсидий гражданам в установленном ими порядке. Для чего в пункте 6 "Г" указанного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при формировании расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
...
В целях реального предоставления субсидий на уровне субъекта РФ (Хабаровского края) приняты Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", Закон Хабаровского края от 26.01.2000 N 182 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год", где источниками финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/2096
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании