Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1433
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю на решение от 25.03.2002 по делу N А51-10859/01 24-344 Арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю к опытно-производственному хозяйству "С" о взыскании 99732 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском, с учетом уточнения исковых требований, о взыскании с опытно-производственного хозяйства "С" Приморского НИИСХ (далее - ОПХ "С") штрафных санкций в сумме 99627 руб., в том числе: 245 руб. по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - отчисления на ВМСБ), 350 руб. по платежам за право пользования недрами, 11355 руб. за неправомерное неперечисление подоходного налога за 1998 год и 72203 руб. - за 1999-2000 годы, 15474 руб. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 год.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2002 исковые требования удовлетворены частично: взысканы штрафные санкции в сумме 99032 руб., поскольку материалами дела подтверждается неисполнение ответчиком обязанностей налогового агента по перечислению подоходного налога за 1998-2000 годы и налога на доходы физических лиц за 2001 год, поэтому он правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 N 1998-1 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В части взыскания штрафных санкций в сумме 245 руб. и 350 руб. производство по делу прекращено в связи с тем, что налоговым органом принято решение о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по начисленным ответчику штрафам, в состав которых вошли указанные штрафы, что, по мнению суда, приостанавливает их взыскание и у налогового органа нет оснований для обращения с иском в суд, поэтому такой спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Правильность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить в части прекращения производства по делу и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что штрафные санкции могут быть взысканы с налогоплательщика только в судебном порядке не позднее 6 месяцев со дня составления соответствующего акта, поэтому в случае невыполнения ответчиком решения о реструктуризации задолженности и отмены такого решения, налоговые органы будут лишены возможности обратиться с иском в суд в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 115 НК РФ. В спорных правоотношениях этот срок истек 24.11.2001.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка ОПХ "С" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отчислений на ВМСБ, платы за добычу пресных подземных вод, подоходного налога с физических лиц за период с 01.01.1998 по 30.03.2001, о чем составлен акт проверки N 134 от 24.05.2001.
В ходе проверки установлено ненадлежащее исполнение ОПХ "С" обязанностей налогового агента, выразившееся в неудержании в 1998 году подоходного налога в сумме 5267 руб. с суммы выданной гражданину Герасимову В.Э. безвозмездной ссуды на приобретение квартиры; в несвоевременном и неполном перечислении в бюджет в 1998-2000 годах подоходного налога и в 2001 году - налога на доходы физических лиц.
Кроме этого, установлена неуплата платежей за право добычи пресных подземных вод в сумме 1750 руб. и отчислении на ВМСБ в сумме 1750 руб. в результате неточного расчета потребности животных в воде.
По результатам проверки налоговым органом 13.06.2001 принято решение N 4950 о привлечении ОПХ "С" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций, предусмотренной:
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ
1) за неполную уплату платежей за право добычи пресных подземных вод - штраф в сумме 350 руб.,
2) за неполную уплату отчислений на ВМСБ - штраф в сумме 350 руб.,
- статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" за невыполнение в 1998 году налоговым агентом обязанностей по своевременному и полному перечислению в бюджет подоходного налога - штраф в сумме 51806 руб.,
- статьей 123 НК РФ
1) за невыполнение налоговым агентом в 1999-2000 годах обязанностей по своевременному перечислению в бюджет подоходного налога - штраф в сумме 72203 руб.;
2) за невыполнение налоговым агентом в 2001 году обязанностей по своевременному и полному перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц - штраф в сумме 15474 руб.
Одновременно ответчику предложено уплатить указанные санкции и не полностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату, а именно:
- платежи за добычу подземных вод в сумме 1750 руб., пени - 1164 руб.;
- отчисления на ВМСБ в сумме 1750 руб., пени - 1087 руб.;
- сумму неудержанного подоходного налога - 5267 руб.;
- сумму своевременного неперечисленного подоходного налога 879077 руб., пени - 874806 руб.;
- сумму своевременно неперечисленного налога на доходы физических лиц 77370 руб., пени - 4558 руб.
В связи с тем, что требование налогового органа N 107 от 13.06.2001 ответчиком в срок до 22.06.2001 не исполнено, инспекция по налогам и сборам обратилась с иском о взыскании штрафных санкций в сумме 99627 руб. в судебном порядке.
Арбитражным судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно принято решение о взыскании с ОПХ "С" штрафных санкций в сумме 99032 руб. за ненадлежащее исполнение последним обязанностей налогового агента, приведшее к неполному и несвоевременному перечислению в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Однако судом необоснованно прекращено производство по делу в части взыскания штрафных санкций в сумме 350 руб. и 245 руб. со ссылкой на принятое решение N 7 от 26.12.2001 о реструктуризации задолженности ОПХ "С" по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, в число которых вошли вышеуказанные штрафные санкции. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как судом не учтено, что статьей 115 НК РФ установлен срок для обращения налогового органа с иском в суд о взыскании налоговых санкций - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 20) разъяснено, что срок давности взыскания налоговых санкций, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, является пресекательным, поэтому суды должны отказывать в удовлетворении требований налоговых органов о взыскании налоговых санкций в случае пропуска этого срока. Исходя из этого, инспекция по налогам и сборам правомерно обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" не содержит положения о приостановлении мер принудительного взыскания реструктурируемых налоговых санкций, то есть реструктуризации подлежат взысканные решением суда налоговые санкции.
С учетом изложенного, решение суда в части прекращения производства по делу не может считаться законным и подлежит отмене в этой части с передачей дела на новое рассмотрение по существу, при котором необходимо исследовать факт совершения налоговых правонарушений, допущенных ответчиком при исчислении и уплате платежей за добычу подземных вод и отчислений на ВМСБ, и соответственно правомерности начисления налоговых санкций, а также разрешить вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2002 по делу N А51-10859/01 24-344 в части прекращения производства по делу о взыскании штрафных санкций в сумме 245 руб. по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и в сумме 350 руб. по платежам за добычу подземных вод отменить и дело в этой части передать в первую инстанцию арбитражного суда для рассмотрения по существу заявленных требований.
В остальной части принятое судебное решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1433
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании