Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 октября 2002 г. N Ф03-А51/02-1/2069
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика начальник юридического отдела Величко Л.А. (доверенность N 1020 от 17.07.2002), начальник отдела - Надуда Г.Б. (доверенность N 1020 от 17.07.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Кавалеровский район на решение от 14.05.2002, постановление от 18.07.2002 по делу N А51-359/02 22-27 Арбитражного суда Приморского края, по иску Главного управления по делам ГО ЧС Приморского края к Администрации муниципального образования п. Ковалерово Приморского края о взыскании 1568184 рублей.
Главное управление по делам ГО ЧС Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования п. Кавалерово Приморского края о взыскании 1568184 рублей, составляющих 1100480 рублей штрафа в размере 100% стоимости утраченного имущества мобилизационного резерва (304 камер защитных детских КЗД-6), пени в сумме 467704 рублей за период с 08.08.01. по 01.11.01. на основании пункта 8 статьи 16 ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 N 79-ФЗ.
До принятия решения истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличил исковые требования до 2641152 рублей за счет начисления пени за период с 08.08.2001 по 14.05.2002.
Решением суда от 14.05.2002 исковые требования Главного управления по делам ГО ЧС Приморского края полностью удовлетворены.
Удовлетворяя иск, суд руководствовался п. 8 ст. 16 ФЗ "С государственном материальном резерве" от 29.12.1994, в соответствии с которым за необеспечение количественной сохранности переданных ответчику по сохранной расписке от 10.11.1998 года камер защитных детских в количестве 304 штук, Администрация муниципального образования п. Кавалерово Приморского края обязана уплатить штраф в размере 100 процентов стоимости недостающих материальных ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день до полного восстановления в государственном резерве недостающих материальных ценностей.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2002 решение изменено в части взыскания пени, которая судом уменьшена до 10000 рублей на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ, в остальной части оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Администрации муниципального образования п. Кавалерово Приморского края, которая просит указанные судебные акты отменить вследствие недостаточного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что запасы мобилизационного резерва, входящие в государственный резерв, в соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ "О государственном материальном резерве" размещаются и хранятся организациями, которым установлены мобилизационные задания. При этом податель жалобы утверждает, что Администрации муниципального образования п. Кавалерово Приморского края мобилизационное задание не устанавливалось.
Кроме этого, обращает внимание суда на то, что согласно п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва.
Данные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что Администрация муниципального образования п. Кавалерово Приморского края необоснованно привлечена к имущественной ответственности за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва.
Главное управление по делам ГО ЧС Приморского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направило.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом по настоящему спору норм материального и процессуального права, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа решила их отменить как недостаточно обоснованные и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела видно, что в результате проведенной 08.08.2001 комиссией Администрации муниципального образования Кавалеровского района Приморского края инвентаризации имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, полученного последней под полную материальную ответственность, была обнаружена недостача камер защитных детских в количестве 304 штук на общую сумму 1100480 рублей, что явилось основанием для заявления настоящего иска.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 статьи 11 ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
В нарушение указанной нормы права при рассмотрении настоящего спора суд не исследовал обстоятельства установления ответчику мобилизационного плана и включения Администрации муниципального образования п. Кавалерово Приморского края в перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение.
Для привлечения ответчика к ответственности по ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994, суд обязан установить, приобрел ли он в установленном законодательством порядке статус лица, ответственного за хранение государственного материального резерва.
При этом исследованию должны подвергнуться и обстоятельства, на основании чьих властных распоряжений и во исполнение какого нормативного акта была произведена передача 300 камер защитных детских ОАО "Кавалеровский хлебокомбинат".
Если суд установит, что между сторонами отсутствовали отношения по ответственному хранению государственного материального резерва, а также в связи с тем, что сохранной распиской от 10.11.1998 приняты обязательства по хранению перечисленного в ней имущества с обязанностью возместить его стоимость в случае хищения, необходимо выяснить волю истца в отношении заявленного иска.
Что касается ссылки суда на статью 8 ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.1998, то указанная норма права предоставляет органам местного самоуправления полномочия (но не обязанность) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, носит общий характер и реализуется только в пределах предоставленных органам местного самоуправления в области гражданской обороны полномочий, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и самостоятельного значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.05.2002 и постановление апелляционной инстанций от 18.07.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А 51-359/2002 22-27 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.п. 1, 3, 4 статьи 11 ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
В нарушение указанной нормы права при рассмотрении настоящего спора суд не исследовал обстоятельства установления ответчику мобилизационного плана и включения Администрации муниципального образования п. Кавалерово Приморского края в перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение.
Для привлечения ответчика к ответственности по ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994, суд обязан установить, приобрел ли он в установленном законодательством порядке статус лица, ответственного за хранение государственного материального резерва.
...
Что касается ссылки суда на статью 8 ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.1998, то указанная норма права предоставляет органам местного самоуправления полномочия (но не обязанность) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, носит общий характер и реализуется только в пределах предоставленных органам местного самоуправления в области гражданской обороны полномочий, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и самостоятельного значения для рассмотрения настоящего спора не имеет."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2002 г. N Ф03-А51/02-1/2069
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании