Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 октября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/2297
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Артели старателей "П" - Молчанова О.С. - юрисконсульт по доверенности от 01.01.2003 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Артели старателей "П" в форме производственного кооператива на решение от 23.04.2003, постановление от 22.07.2003 по делу N А73-1876/2003-16 (АИ-1/663) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Артели старателей "П" в форме производственного кооператива к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными действий.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 08.10.2003.
Артель старателей "П" в форме производственного кооператива (далее - артель) обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция по налогам и сборам), выразившихся в неправомерном зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет задолженности по уплате пени в сумме 118742,39 руб.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что суммы налога на прибыль за 9 месяцев 1999 года, исчисленные налогоплательщиком по уточненным декларациям, не были уплачены. В этой связи налоговый орган обоснованно принял решение о начислении пени и произвел зачет суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты образовавшейся задолженности по пене в общей сумме 118652,39 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Артели старателей "П", которая просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, обе судебные инстанции не приняли во внимание тот факт, что налоговым органом нарушен порядок и сроки проведения камеральной проверки и решение о зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет задолженности по уплате пени в виде самостоятельного акта не принималось. Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что налоговый орган нарушил положения статьи 70 Налогового кодекса РФ, не направив налогоплательщику требование об уплате пени для добровольного исполнения соответствующей налоговой обязанности. Также оставлено без оценки и то, что у налогового органа отсутствует право самостоятельно производить зачет переплаченных сумм налогов в погашение пеней.
В заседании суда кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержаны представителем артели в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимала, при этом письмом от 29.09.2003 N 03-11/7254 просила в удовлетворении жалобы отказать, судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Артели старателей "П", суд кассационной инстанции считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции не подлежат отмене исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, 8 ноября 2000 года Артель старателей "П" представила в инспекцию по налогам и сборам уточненные расчеты налога от фактической прибыли за 6 месяцев 1999 года на сумму 231531 руб. и за 9 месяцев 1999 года - 71395 руб. В связи с неуплатой вышеуказанных сумм налога, налоговый орган начислил соответствующие пени, которые на 30.09.2002 составили 121663,39 руб.
Установив, что на лицевом счете налогоплательщика на 27.11.2002 имеется переплата во все уровни бюджетов, инспекцией по налогам и сборам произведен зачет сумм излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты задолженности пени в сумме 76306,21 руб., уплачиваемой в бюджет Хабаровского края и 42346,18 руб. - в федеральный бюджет, о чем артель была извещена уведомлениями от 28.11.2002 N 2032, 2033.
Не согласившись с действиями налогового органа, Артель старателей "П" обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе судебные инстанции, рассмотрев дело в пределах предоставленных арбитражным процессуальным законодательством полномочий, применив нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, правомерно исходили из того, что проведенный инспекцией зачет сумм излишне уплаченного налога на прибыль в счет задолженности по уплате пени правомерным.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Обязанность налогоплательщиков по представлению деклараций по налогу является обязательным и необходимым условием для осуществления форм налогового контроля. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам и сборам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пункт 1 статьи 81 НК РФ предписывает налогоплательщику при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений внести дополнения и изменения в налоговую декларацию. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
Статьей 31 Кодекса установлено право налоговых органов проводить налоговые проверки и требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговый контроль осуществляется в формах, предусмотренных названной статьей, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщика.
Во исполнение положений статьи 82 НК РФ налоговый орган вправе проводить проверки данных учета и отчетности налогоплательщиков. Таким образом, налоговая декларация, содержащая сведения о возникновении оснований для исчисления и уплаты налога, оформляется налогоплательщиком исключительно для реализации налоговым органом своего права налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой влечет применение к нарушителю мер финансовой ответственности, установленной законодательством о налогах и сборах.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Положения статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривают, что мероприятия налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки проводятся на основе налоговых деклараций в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом несоблюдение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Поскольку обязанность по уплате налога на прибыль не была исполнена надлежащим образом, и начисленные суммы пени не уплачивались, налоговый орган самостоятельно произвел зачет неуплаченных сумм пени за счет сумм излишне уплаченного налога на прибыль, направив налогоплательщику уведомления от 28.11.2002 N 2032, 2033.
Положениями статьи 32 Кодекса установлено, что в обязанности налоговых органов входит осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном положениями НК РФ.
Вышепоименованный порядок регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ, из пункта 5 которой следует, что налоговый орган вправе направить сумму излишне уплаченного налога на исполнение неисполненной налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пени и погашение недоимки. При этом возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Поскольку факт неуплаты пени по налогу на прибыль в сумме 118742,39 руб. не оспаривается налогоплательщиком, обе судебные инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применив нормы действующего законодательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконными действий инспекции по налогам и сборам.
Доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных налоговым органом при проведении камеральной проверки нарушениях, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями.
С учетом изложенного оснований к отмене обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.04.2003, постановление апелляционной инстанции от 22.07.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1876/2003-16 (АИ-1/663) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривают, что мероприятия налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки проводятся на основе налоговых деклараций в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом несоблюдение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
...
Положениями статьи 32 Кодекса установлено, что в обязанности налоговых органов входит осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном положениями НК РФ.
Вышепоименованный порядок регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ, из пункта 5 которой следует, что налоговый орган вправе направить сумму излишне уплаченного налога на исполнение неисполненной налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пени и погашение недоимки. При этом возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/2297
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании