Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2003 г. N Ф03-А37/03-2/1806
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3466
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МИМНС РФ N 1 по Магаданской области - Смирнова О.П., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N СГ-10/6055 от 20.06.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на постановление от 21.04.2003 по делу N А37-3950/02-3 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к войсковой части 9841 о взыскании штрафных санкций в сумме 271597,60 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 15.08.2003.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с войсковой части 9841 штрафных санкций по п. 1 ст. 126, ст. 123 и п. 2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 271597 руб. 60 коп.
Решением суда от 25.02.2003 требования удовлетворены частично: с войсковой части 9841 взыскан штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с доказанностью факта нарушения налогового законодательства в части непредставления сведений о доходах физических лиц; во взыскании штрафных санкций по п. 2 ст. 120 и ст. 123 НК РФ отказано по мотиву отсутствия в действиях налогоплательщика составов налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена указанными нормами права.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2003 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено. Данный судебный акт мотивирован тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде вследствие того, что войсковая часть не имеет статуса юридического лица, а Северо-Восточное региональное управление Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - СВРУ ФПС РФ), подразделением которого является войсковая часть 9841, к участию в деле не привлекалось.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам заявила кассационную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своих требований налоговый орган указывает на то, что войсковая часть 9841 отвечает всем признакам юридического лица, определенным статьями 48, 52 Гражданского кодекса РФ: имеет расчетный счет, состоит на налоговом учете, финансируется по бюджетной смете, командир данного воинского подразделения имеет право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными по смете. Следовательно, привлечение ее к налоговой ответственности является правомерным.
В заседании суда кассационной инстанции доводы и требования заявленной жалобы поддержаны в полном объеме.
Войсковая часть 9841 мотивированный отзыв на кассационную жалобу не представила, но в ходатайстве от 15.07.2003 указывает, что с требованиями инспекции по налогам и сборам не согласна, и просит рассмотреть заявленную жалобу без ее участия.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.08.2003.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции вынесено по недостаточного полно исследованным обстоятельствам дела и подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу заявленных требований.
Согласно выписке из приказов КГБ при Совете Министров СССР от 03.11.1975 и от 24.11.1975, войсковая часть 9841 подчинена и входит в Северо-Восточное региональное управление Федеральной пограничной службы Российской Федерации, имеет обособленные структурные подразделения - пограничные заставы, которые расположены в Охотском, Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском районах Хабаровского края, Ольском и Северо-Эвенском районах Магаданской области.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах: по налогу на доходы физических лиц с 01.01.1999 по 09.09.2002; по единому социальному налогу за 2001 год, по результатам которой составлен акт N 20Д 257 от 04.10.2002. На основании данного акта принято решение N ИС-20/681 от 23.10.2002 о привлечении войсковой части к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 239397 руб. 60 коп., ст. 126 (п. 1) - 17200 руб., ст. 120 (п. 2) - 15000 руб. Кроме того, предложено уплатить неправомерно неперечисленную сумму подоходного налога и налога на доходы физических лиц в сумме 733701 руб. и соответствующие пени.
В связи с неисполнением войсковой частью в добровольном порядке требования налогового органа N 4096 от 23.10.2002, последний обратился в арбитражный суд за принудительным взысканием штрафных санкций на общую сумму 271597 руб. 60 коп.
Отменяя решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований и прекращая производство по делу, апелляционная инстанция указала, что в силу п. 2 ст. 21 Арбитражного процессуального кодекса РФ образования, не имеющие статуса юридического лица, могут быть участниками арбитражного процесса только в случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Поскольку Законом не предусмотрено такое участие воинских подразделений, не имеющих статуса юридического лица, каковым является войсковая часть 9841, то настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Вместе с тем, принимая данный судебный акт, апелляционной инстанцией не исследовано и не установлено, обладает ли войсковая часть, привлекаемая к налоговой ответственности, в полном объеме признаками юридического лица, приведенными в статьях 48 и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету.
Арбитражный суд, давая оценку правовому положению войсковой части 9841, руководствовался перепиской между ИМНС РФ N 1 по Магаданской области и командиром войсковой части о возвращении документов, представленных для налоговой регистрации (л.д. 125-126), а также отсутствием в материалах дела доказательств того, что данное воинское подразделение включено в Единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем, апелляционная инстанция не дала оценки доводам налогового органа о наличии свидетельства о постановке на учет в ИМНС РФ по г. Магадану от 22.11.1999, из которого следует, что войсковой части присвоен ИНН 4909032046 (л.д. 51), а также того, что часть имеет расчетные счета в Центробанке (л.д. 55) и состоит на налоговом учете в ИМНС РФ по Северо-Эвенскому национальному району по месту нахождения своего обособленного подразделения - пограничной заставы "Северо-Эвенск" (л.д. 52). Судом второй инстанции также не исследовались документы, определяющие правовой статус войсковой части 9841 (устав или положение), которые в материалах дела отсутствуют. Из Устава Северо-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации, утвержденного Приказом ФПС РФ от 09.08.1999 N 456, также не усматривается, входит ли данная войсковая часть в состав указанного регионального управления.
При новом рассмотрении дела необходимо также проверить наличие обособленного имущества у войсковой части и сметы, позволяющих нести имущественную ответственность. Исследование вышеуказанных обстоятельств является существенным для решения вопроса о наличии у войсковой части 9841 статуса юридического лица.
Кроме того, при рассмотрении дела суду необходимо учесть, что требования по настоящему делу заявлены в отношении взыскания налоговых санкций, поэтому не имеет правового значения, с какого расчетного счета они будут взысканы - со счета юридического лица или структурного подразделения, в случае признания их правомерными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Магаданской области от 21.04.2003 по делу N А37-3950/02-3 отменить, дело направить на рассмотрение по существу в апелляционную инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2003 г. N Ф03-А37/03-2/1806
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании