Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 января 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3466
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на постановление от 26.09.2003 по делу N А37-3950/02-3 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области к войсковой части о взыскании штрафных санкций.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 27.01.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась с заявлением о взыскании с войсковой части (далее - в/ч) штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126, статьей 123 и пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ в общей сумме 271597 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.02.2003 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2003 решение суда отменено, производство по делу прекращено в связи с тем, что спор неподведомственен арбитражному суду.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.08.2003 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на рассмотрение по существу в апелляционную инстанцию того же суда.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Магаданской области от 26.09.2003 решение суда отменено, производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что с введением в действие Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) плательщикам и налоговых сборов, налоговыми агентами могут быть только юридические лица, а в/ч юридическим лицом не является, так как входит в качестве обособленного подразделения в Северо-Восточное региональное управление Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - СВРУ ФПС РФ, региональное управление ФПС), к которому штрафные санкции ни в добровольном, ни в судебном порядке не предъявлялись.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с допущенными нарушениями норм процессуального и материального права и принять новый судебный акт, удовлетворив требования налогового органа в полном объеме.
Войсковая часть отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в заседании суда участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку в/ч по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. Результаты проверки отражены в акте N 20 Д 257 от 04.10.2002, на основании которого 23.10.2002 принято решение N ИС-20/681 о привлечении в/ч к налоговой ответственности.
В адрес в/ч направлено требование N 4096 о добровольной уплате задолженности по налогам, пени, штрафов. В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке налоговый орган обратился в Арбитражный суд Магаданской области о взыскании штрафных санкций в судебном порядке. В качестве ответчика по делу указана в/ч.
Апелляционной инстанцией на основе всех представленных лицами, участвующими в деле, доказательств правомерно установлено, что в/ч не является юридическим лицом.
В материалах дела (л.д. 7, т. 2) имеется справка Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 1 по Магаданской области N ВК-16-24/8635 от 01.09.2003, из содержания которой следует, что в/ч в Едином государственной реестре юридических лиц не значится. Согласно акту налоговой проверки (л.д. 11, т. 1), в/ч не имеет устава, а действует на основании общего положения об организациях данного вида, подчинена и входит в состав Северо-Восточного регионального управления (выписка из приказа - л.д. 50, т. 1).
Из Устава Управления Северо-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ, зарегистрированного Регистрационной палатой г. Петропавловска-Камчатского 01.11.1999 N 889, следует, что управление является юридическим лицом, в состав Управления входят командование, штаб, отделы, отделения, службы и иные подразделения (в том числе обособленные (пункты 13 и 8). Согласно пункту 22 Устава, основными задачами Управления являются, в том числе управление обособленными подразделениями Управления, соединениями, частями и подразделениями органов и войск ФПС России, входящих в региональное управление.
Арбитражным судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что с 01.01.1999 структурные подразделения, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правонарушений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязательных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей в сфере налоговых правоотношений несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение.
Из материалов дела следует, что к налоговой ответственности привлечена в/ч, а не юридическое лицо - СВРУ ФПС РФ, в состав которого она входит. Заявление в арбитражный суд о взыскании штрафных санкций предъявлено к в/ч, юридическое лицо - региональное управление ФПС к участию в деле не привлекалось.
Принимая решение о прекращении производства по делу, апелляционная инстанция правомерно исходила из того, что правоспособность определяется на основании статей 48-54 Гражданского кодекса РФ и при отсутствии документов, предусмотренных законодательством, у арбитражного суда отсутствуют полномочия по признанию в/ч юридическим лицом по наличию каких-либо отдельных признаков, характерных для юридических лиц.
Правомерна и ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которому арбитражные суды разрешают экономические споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами; организации и иные образования, не имеющие статуса юридического лица, могут быть участниками арбитражного процесса только в случаях, установленных определенным законом. Законом не предусмотрено участие воинских частей, не имеющих статуса юридического лица, быть участниками арбитражного процесса.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, имеющиеся в материалах дела и достоверно подтверждающие правовое положение в/ч, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Так как заявление ошибочно принято к производству в отношении неюридического лица, то в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делу обоснованно прекращено судом апелляционной инстанции, в связи с чем основания для отмены оспариваемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 26.09.2003 по делу N А37-3950/02-3 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3466
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании