Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1315
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Космынин А.А., заместитель генерального директора по доверенности N 1/Б от 09.01.2003, от ответчика: Коваленко М.В., начальник отдела юридического управления по доверенности N 1-33-252 от 18.12.2002, от третьего лица: Саксонова С.Н., юрисконсульт по доверенности N 1-11/1467 от 27.02.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Хабаровска на решение от 25.12.2002, постановление от 13.03.2003 по делу N А73-3436/2002-1 (АИ-1/105) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой" к Администрации г. Хабаровска, 3-е лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края о понуждении к принятию жилищного фонда в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 17.06.2003.
Открытое акционерное общество "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска о понуждении к принятию в муниципальную собственность жилищного фонда (трех домов ГПД и восьми домов панельных по ул. Первостроителей в пос. Березовка), не включенного в уставный капитал предприятия при его приватизации и подлежащего передаче в муниципальную собственность на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ", Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Хабаровского края).
Решением от 04.06.2002 (с учетом определения от 08.07.2002, вынесенным на основании ст. 139 АПК РФ иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2002 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 14.10.2002 названные судебные акты отменил в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права, неполным исследованием фактических обстоятельств и несоответствием выводов суда имеющимся в деле доказательствам, а дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При этом суд кассационной инстанции в постановлении от 14.10.2002 указал на то, что при новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо выяснить, вносились ли в план приватизации ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" изменения, касающиеся передачи объектов жилищного фонда в муниципальную собственность; имеется ли решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче спорных объектов в муниципальную собственность; установить условия договора на содержание спорных объектов, заключенного между истцом и КУГИ Хабаровского края.
По результатам повторного рассмотрения дела арбитражный суд первой инстанции решением от 25.12.2002 исковые требования ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" удовлетворил полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2003 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" приватизация объектов жилищного фонда в составе имущественного комплекса предприятий не допускалась. Указанные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность на основании решения уполномоченного органа об утверждении плана приватизации в соответствии с нормативными актами, ставшими основанием для односторонней сделки передачи объектов соцкультбыта муниципальному образованию: статьей 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"; пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284; Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". Кроме того, признавая отказ Администрации г. Хабаровска принять спорные дома в муниципальную собственность по мотиву изношенности их конструкций и отсутствия в бюджете средств на их содержание необоснованным, обе судебные инстанции применили также Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р, которым, по их мнению, предусмотрена обязательная передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность и решен вопрос о финансировании содержания таких объектов после принятия в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе Администрация г. Хабаровска, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, предлагает решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ОАО ДСТ "Дальтрансстрой".
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что, применяя Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, п. 6.14 Государственной программы приватизации, судебные инстанции не учли предусмотренный ими особый порядок передачи объектов жилищно-коммунального назначения федеральной собственности в муниципальную собственность, который заключается в утверждении плана приватизации, содержащего в обязательном порядке указание на передачу объектов в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность. План приватизации ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" такого указания не содержит и изменения в него не вносились. Однако первая и апелляционная инстанции арбитражного суда оставили это без внимания. Ссылку суда на ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" заявитель жалобы также считает неправильной, так как указанная статья носит отсылочный характер и корреспондирует к вышеназванным нормативным правовым актам. Вопрос о финансировании содержания объектов жилищно-коммунального назначения не решен ввиду отсутствия решения органа государственной власти субъекта РФ, которое должно приниматься в соответствии с абзацем 16 пункта 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114рп, пунктом 3 статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235. Вывод арбитражного суда об обратном является ошибочным, как и ошибочно применение им Распоряжения Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р. Указанное распоряжение носит обязательный характер только для федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений. В отношении иных хозяйствующих субъектов, к которым относится истец, Распоряжение N 1453-р носит рекомендательный характер и также предусматривает передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235.
ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" и Министерство имущественных отношений Хабаровского края отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации г. Хабаровска поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края поддержал мнение истца, пояснив при этом, что в Министерство поступало заявление ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" о внесении изменений в план приватизации, однако ко дню судебного заседания оно не найдено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением ч. 2 ст. 289 АПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене судебных актов суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Направляя дело на новое рассмотрение после отмены решения от 04.06.2002 и постановления апелляционной инстанции от 05.08.2002, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 14.10.2002 указал на необходимость применения при разрешении спора п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, и пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, согласно которым обязанность по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, не подпадающих под действие п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, может быть возложена на органы местного самоуправления лишь в том случае, если эти объекты не включены в уставный капитал приватизированного предприятия и утвержденный план его приватизации (изменения в план приватизации) содержит указание на передачу этих объектов в муниципальную собственность.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что для правильного разрешения спора с применением вышеуказанных нормативных правовых актов арбитражному суду при новом рассмотрении дела следует установить, вносились ли в план приватизации ОАО ДСТ "Дальтрансстрой" изменения, касающиеся передачи спорных объектов жилищного фонда в муниципальную собственность.
В нарушение ч. 2 ст. 289 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций не исполнили указания арбитражного суда кассационной инстанции, а именно: не исследовали вопрос о внесении в план приватизации истца изменений о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность и, ссылаясь по тексту судебных актов на п. 6.14 Государственной программы приватизации и Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, тем не менее не применили к данному спору содержащиеся в них нормы о порядке передачи объектов жилищного фонда федеральной собственности в муниципальную собственность.
Вывод суда апелляционной инстанции о несостоятельности доводов ответчика о необходимости принятия решения органов государственной власти субъекта РФ для передачи жилищного фонда с баланса истца в муниципальную собственность сделан с неправильным применением Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 1 данного Указа органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень лишь тех объектов, которые составляют муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные объекты подпадают под действие Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Более того, в постановлении апелляционной инстанции от 13.03.2003 содержится вывод о нахождении спорных жилых домов в федеральной собственности.
Следовательно, действие Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 на предмет данного спора не распространяется.
Также неправильно сослались судебные инстанции на Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р, указав на обязательность его применения по настоящему делу.
Пункт 1 названного распоряжения содержит обязательное указание о завершении до 31.12.2004 передачи в муниципальную собственность объектов жилищнокоммуналыюго хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся на балансе федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений. Иным хозяйствующим субъектам, к которым относится ОАО ДСТ "Дальтрансстрой", лишь рекомендовано осуществлять передачу вышеуказанных объектов, причем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду следует выполнить указания Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенные в его постановлении от 14.10.2002.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.12.2002, постановление от 13.03.2003 по делу N А73-3436/2002-1 (АИ-1/105) Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 данного Указа органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень лишь тех объектов, которые составляют муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные объекты подпадают под действие Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Более того, в постановлении апелляционной инстанции от 13.03.2003 содержится вывод о нахождении спорных жилых домов в федеральной собственности.
Следовательно, действие Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 на предмет данного спора не распространяется.
Также неправильно сослались судебные инстанции на Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р, указав на обязательность его применения по настоящему делу.
Пункт 1 названного распоряжения содержит обязательное указание о завершении до 31.12.2004 передачи в муниципальную собственность объектов жилищнокоммуналыюго хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся на балансе федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений. Иным хозяйствующим субъектам, к которым относится ОАО ДСТ "Дальтрансстрой", лишь рекомендовано осуществлять передачу вышеуказанных объектов, причем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1315
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании