Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 декабря 2003 г. N Ф03-А04/03-1/3172
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2653
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N НЮ-529 от 27.12.2002 - Александров С.А., от ответчика: начальник правового отдела по доверенности N 678 от 05.12.2003 - Яснов И.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Завитинского района Амурской области на решение от 16.06.2003, постановление от 08.09.2003 по делу N А04-731/03-11/6 Арбитражного суда Амурской области, по иску ФГУП "Забайкальская железная дорога" к Администрации Амурской области, администрации Завитинского района, 3-и лица: финансовый департамент Администрации Амурской области, финансовый департамент администрации Завитинского района о взыскании 31655 руб. 57 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 16.12.2003.
ФГУП "Забайкальская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Амурской области, администрации Завитинского района о взыскании убытков в сумме 31655 руб. 57 коп., возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в 2001 году.
В заседании суда, до принятия решения по ходатайству истца, судом привлечен в качестве третьего лица финансовый департамент администрации Амурской области и принят отказ истца от исковых требований к администрации Амурской области.
Решением от 16.06.2003 судом иск удовлетворен частично в сумме 26316 руб.24 коп., которая взыскана с администрации Завитинского района.
В отношении администрации Амурской области производство по делу, согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2003 решение оставлено без изменения.
Судебными инстанциями установлено, что средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2001 году были переданы из бюджета субъекта РФ Амурской области, в бюджет муниципального образования в порядке межбюджетных отношений в виде дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и средств, передаваемых в бюджеты территорий сверх единых нормативов отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе закона Амурской области в соответствии с утвержденной постановлением Амурского областного Совета народных депутатов от 15.02.2001 N 47176 "Методикой формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи из областного бюджета", принятой на основании Методики распределения Федерального фонда поддержки субъектов Федерации.
Утвержденные названной Методикой расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" были учтены в бюджете Завитинского района в 2001 году в сумме 480 тыс. рублей.
Кроме того, из бюджета субъекта Федерации выделено району на исполнение указанного закона 2131 тыс. рублей и предоставлено дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 35961 тыс. рублей.
Также, суд сослался на то, что администрация Завитинского района обязана истцу возместить расходы за коммунальные услуги в соответствии с договором от 06.11.2001.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа, в порядке статей 284, 286 АПК РФ, на основании кассационной жалобы администрации Завитинского района Амурской области, в которой она просит отменить решение и постановление суда, как принятое по недостаточно исследованным материалам.
В судебном заседании представитель администрации Завитинского района поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ФГУП "Забайкальская железная дорога" с жалобой не согласился и просил судебные акты оставить без изменения.
Остальные участники судебного процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено, что ФГУП "Забайкальская железная дорога", в лице Свободненского отделения, в январе-ноябре 2001 года на основании договора от 06.11.2001, заключенного с администрацией Завитинского района, предоставила льготы по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" на сумму 31655 руб. 57 коп.
В связи с невозмещением указанных расходов предприятию государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, истец обратился с настоящим иском в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ) в качестве источника для реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг назван бюджет субъекта Федерации, которому указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации и имеют целевое значение.
Как следует из документов, в 2001 году целевым назначением средства для реализации ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета субъекту федерации не выделялись, что является нарушением статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, где предусмотрено, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета и, в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса РФ, должны учитываться в федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год как отдельный вид расходов.
Право на передачу государственных полномочий органам местного самоуправления предусмотрено статьей 4 ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий.
Судом установлено и следует из материалов дела, в 2001 году на реализацию ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" в бюджет Завитинского района из областного бюджета определена сумма 2051 тыс. рублей путем расчета нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сумм финансовой помощи. Данный расчет администрацией области произведен на основании Федерального закона РФ от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Постановления Амурского областного Совета народных депутатов от 15.02.2001 N 47176 "О методике формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи из областного бюджета на 2001 год."
Решая вопрос о взыскании убытков с администрации Завитинского района в пользу истца, арбитражный суд посчитал, что району из бюджета области достаточно было выделено денежных средств для оплаты предприятиям, предоставившим льготы по оплате услуг по ФЗ "О ветеранах", за счет переданных нормативов отчислений от регулируемых налогов, при расчете которых учтены расходы на реализацию указанного закона.
Данный вывод суда не соответствует ФЗ "О ветеранах" о целевом характере средств, подлежащих передаче в бюджет муниципального образования на осуществление государственных полномочий, и материалам дела.
Суд не проверил, действительно ли денежные средства через нормативы отчислений от регулируемых налогов направлены из областного бюджета в Завитинский район в утвержденной сумме на выполнение ФЗ "О ветеранах", на какие цели они были выделены, и предусматривалось ли за счет этих средств покрытие коммунальных услуг ветеранам.
В деле отсутствуют документы и судом не исследована потребность Завитинского района в денежных средствах на компенсацию коммунальных затрат по предоставленным льготам согласно ФЗ "О ветеранах" в 2001 году.
В силу п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, поэтому вывод суда о достаточности выделенных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" из областного бюджета не подтвержден материалами дела.
Кроме того, неоснователен вывод суда о том, что Завитинский район должен был компенсировать убытки истцу из средств, полученных в виде налоговых поступлений, поскольку в соответствии со статьей 60 Бюджетного кодекса РФ все средства, переданные району в порядке межбюджетных отношений, являются доходной частью бюджета района и закрепление за бюджетом муниципального образования собственных доходов, путем отчислений от регулирующих налогов, является обязанностью субъекта федерации. Все средства доходной части бюджета должны расходоваться в соответствии с решением законодательного органа, в первую очередь, на выполнение полномочий, относящихся к вопросам местного значения, которые определены законодательством.
Таким образом, решение арбитражного суда принято без достаточных исследований всех обстоятельств по делу, поэтому его следует отменить и отправить материалы дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду, для оценки исполнения соответствующими органами власти своих полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и, соответственно, за счет какого уровня бюджета должны быть возмещены истцу причиненные убытки, следует привлечь в качестве соответчика по делу Минфин РФ и финансовый департамент Амурской области в соответствии со статьями 46, 47 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-731/03-11/6 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2003 г. N Ф03-А04/03-1/3172
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании