Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2653
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 18.05.2004 по делу N А04-731/03-11/6 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в лице Свободненского отделения дороги к Администрации Амурской области, Администрации Завитинского района Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 31655,57 рублей.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 06 сентября 2004 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации Завитинского района Амурской области и Администрации Амурской области, третье лицо - финансовый департамент Администрации Амурской области, о взыскании убытков в сумме 31635 руб. 57 коп., возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в декабре 2001 года.
До принятия решения истец в порядке ст. 46 АПК РФ уточнил исковые требования и уменьшил сумму иска до 26316,24 руб.
Решением суда от 16.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2003, иск удовлетворен в сумме 26316,24 руб., которая взыскана с Администрации Завитинского района.
Постановлением кассационной инстанции от 16.12.2003 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении спора определением суда от 19.02.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Финансовый департамент Администрации Амурской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области. В соответствии со ст. 48 АПК РФ по заявлению ФГУП "Забайкальская железная дорога" суд произвел замену его на правопреемника - ОАО "Российские железные дороги".
Решением суда от 18.05.2004 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ взыскано 26316,24 рублей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина России, который просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, решение принято без надлежащей оценки представленных документов и при неправильном толковании нормативных актов, регулирующих расходные полномочия РФ и субъекта РФ по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядку их компенсации в соответствии с ФЗ "О ветеранах", что привело к возложению ответственности по бюджетным обязательствам субъекта РФ на Российскую Федерацию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГУП "Забайкальская железная дорога", правопреемником которого является ОАО "Российские железные дороги" в декабре 2001 года в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставило гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Невозмещенные муниципальными и государственными органами власти за счет соответствующих бюджетов расходы истца составили 26316,24 руб., о взыскании которых заявлены настоящие требования в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаимозачетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствуют ст.ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, властями более высокого уровня нижестоящих уровней власти, которые несут ответственность только в пределах представленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" за счет средств федерального бюджета в виде дотаций из федерального фонда компенсаций в бюджет Амурской области поступило 111499 тыс. рублей, которые в соответствии с Законом Амурской области от 09.01.2001 N 282-03 распределены муниципальным образованиям, в том числе, Завитинскому району - в размере 2054 тыс. руб.
Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2001 год" предусмотрено Завитинскому району дотаций на выравнивание уровня бюджетного обеспечения в размере 35961 тыс. руб., которые направлены на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.
Таким образом, из федерального бюджета целевым назначением денежных средств на финансирование льгот по ФЗ "О ветеранах" в 2001 году не выделялось и методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не содержала указания на целевое направление средств фонда на исполнение названного Закона, в связи с чем Арбитражный суд Амурской области принял обоснованное решение о возмещении возникших у истца убытков в сумме 188243 руб. 01 коп. за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение от 22.03.2004 Арбитражным судом Амурской области принято с соблюдением процессуальных норм, доводы изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.05.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-731/2003-11/6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2653
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании