Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 ноября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2651
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колесник Ирины Викторовны, город Благовещенск на решение от 23.06.2003, постановление от 19.08.2003 по делу N А04-1238/02-18/116 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Колесник Ирины Викторовны к Амурскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении ответчика к постановке на учет в фонде социального страхования.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 24.11.2003.
Индивидуальный предприниматель Колесник Ирина Викторовна, осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о понуждении Амурского регионального отделения фонда социального страхования РФ (далее - Амурское региональное отделение ФСС) к постановке на учет в фонде социального страхования с 01.01.2002.
Решением суда от 23.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2003, в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что у регионального отделения фонда социального страхования не имеется правовых оснований для постановки на учет по обязательному социальному страхованию индивидуального предпринимателя, так как последняя не имеет наемных работников, страховые взносы на обязательное социальное страхование не уплачивает.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель Колесник И.В. подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поскольку она является плательщиком единого налога на вмененный доход, то отчисления от единого налога на вмененный доход с 01.01.2002 следует считать страховыми взносами в фонд социального страхования - 5% от суммы единого налога, перечисляемые органами федерального казначейства в бюджет Фонда социального страхования. Следовательно, она вправе претендовать на обеспечение по государственному социальному страхованию, предусмотренное статьями 7 и 39 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Амурское региональное отделение ФСС в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы и требования, изложенные в жалобе, считает, что состоявшиеся по делу судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому не подлежат отмене.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения первой и апелляционной инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Колесник Ирина Викторовна (свидетельство о государственной регистрации N 0936 от 22.01.1999) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в арендуемой торговой точке самостоятельно, без привлечения наемных работников.
29.03.2003 предприниматель обратилась в Амурское региональное отделение ФСС с заявлением о постановке ее на учет в качестве застрахованного лица. Письмом от 11.04.2003 N 01-08/08/653 в удовлетворении заявленного требования отказано, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием по данному делу.
Арбитражный суд обеих инстанций на основе всестороннего полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Амурского регионального отделения ФСС правовых оснований для постановки предпринимателя на учет по обязательному социальному страхованию.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ к плательщикам единого социального налога отнесены индивидуальные предприниматели.
В соответствии пунктом 1 статьи 245 названного Кодекса, налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают данный налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации. Ставки единого социального налога определены статьей 241 указанного Кодекса, пунктом 3 которой установлен размер ставок подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями в федеральный бюджет, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Следовательно, арбитражный суд сделал правомерный вывод о том, что предприниматель не уплачивала в спорный период страховые взносы в фонд социального страхования.
С 01.01.2003 вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) на единый налог на вмененный доход.
Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, некоторых других категорий граждан" вступил в силу с 01.01.2003. В соответствии пунктом 3 статьи 3 указанного Закона индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель с заявлением о добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию в Амурское региональное отделение ФСС, в соответствии с Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144, не обращалась и это обстоятельство ею не опровергнуто.
Принимая во внимание, что иного порядка для регистрации предпринимателей в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию не предусмотрено, Амурское региональное отделение ФСС правомерно отказало предпринимателю в постановке на учет по обязательному социальному страхованию, поэтому обжалуемые судебные акты арбитражного суда соответствуют нормам действующего законодательства, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2003, постановление апелляционной инстанции от 19.08.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1238/02-18/116 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2003 вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) на единый налог на вмененный доход.
Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, некоторых других категорий граждан" вступил в силу с 01.01.2003. В соответствии пунктом 3 статьи 3 указанного Закона индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2651
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании