Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1927
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "КнААПО" - Бухтиярова Е.Н., адвокат по доверенности N 07-33 от 05.12.2002, Солодовник О.В., заместитель начальника правового управления по доверенности N 07-22 от 01.12.2002 от ИМНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре - Савина А.Л., налоговый инспектор по доверенности N 04-11/6371 от 02.09.2002, Ковалевич Н.В., начальник отдела выездных проверок по доверенности N 16-18/1667 от 24.02.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КААП" на Решение от 14.03.2003, Постановление от 13.05.2003 по делу N А73-899/2003-14 (АИ-1/396) арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "КААП" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным решения от 27.01.2003 N 16-10/619 ДСП.
Постановление в полном объеме в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовлено 29.08.2003.
Открытое акционерное общество "КААП" (далее - ОАО "КнААПО"; Общество) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения от 27.01.2003 N 16-10/619 ДСП Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - Инспекция; налоговый орган).
Решением суда от 14.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2003, в удовлетворении требований Обществу отказано. Суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения налогового органа статьям 236, 237 Налогового кодекса РФ и признал правомерным доначисление единого социального налога и пени с сумм материальной выгоды работников Общества и членов их семей.
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе ОАО "КнААПО", которое просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности статей 236, 237 Налогового кодекса РФ, и неполное исследование обстоятельств дела, свидетельствующих о произведенных Обществом выплатах в пользу работников.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что Общество в соответствии с пунктом 4 статьи 236 Налогового кодекса РФ правомерно не включало в налоговую базу по единому социальному налогу суммы, направленные из прибыли, остающейся в его распоряжении, на оплату работникам и членам их семей лечения и стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В статье 236 Налогового кодекса пункта 4 не существует
В судебном заседании представители ОАО "КнААПО" доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам отзыв не представила, но ее представители в суде кассационной инстанции против доводов Общества возражали, сославшись на то, что не оспаривают расчет суммы недоимки по единому социальному налогу, а также факт оплаты работодателем в пользу работников и членов их семей стоимости лечения, путевок и другое, за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре провела выездную налоговую проверку Федерального государственного унитарного предприятия "КААП", реорганизованного в ОАО "КнААПО", по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки составлен акт от 26.12.2002 N 16-10/1780 ДСП, на основании которого налоговым органом принято решение от 27.01.2003 N 16-10/619 ДСП об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вместе с тем Обществу доначислен единый социальный налог в сумме 2442432,72 руб. и пени за несвоевременную уплату этого налога в сумме 12642,43 руб.
Основанием для доначисления спорного налога и пени, как следует из акта выездной налоговой проверки и решения, послужило то, что налогоплательщиком в 2001 году в налоговую базу по единому социальному налогу не включены суммы материальной выгоды, а именно: оплата работодателем в пользу работников и членов их семей стоимости лечения в сумме 228124,63 руб.; оплата указанным выше лицам стоимости отдыха (путевки в детские оздоровительные лагеря) в сумме 15574,00 руб.; приобретение работниками организации для себя и членов семей путевок у работодателя на условиях, более выгодных по сравнению с физическими лицами, не являющимися работниками организации, в сумме 6617067,44 руб., что повлекло занижение налоговой базы и, соответственно, неполную уплату единого социального налога в бюджет в сумме 2442432,72 руб.
Проверяя правомерность действий налогового органа по доначислению единого социального налога, суд первой и апелляционной инстанций установил, что названные выше выплаты произведены заявителем за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Данный факт не оспаривается налоговым органом и нашел свое отражение в акте выездной налоговой проверки.
Соглашаясь с позицией налогового органа о том, что произведенные выплаты являются материальной выгодой работников и членов их семей и подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу, судебные инстанции исходили из того, что нормами Налогового кодекса РФ, в частности статьями 237 (пункт 4), 238, не предусмотрено освобождение сумм материальной выгоды, полученной работниками, от обложения вышеуказанным налогом при условии оплаты из чистой прибыли предприятия.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 166-ФЗ от 29.12.2000, действовавшего в 2001 году), объектом налогообложения для исчисления единого социального налога признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям. При этом, в силу пункта 4 названной выше статьи, если эти выплаты производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы, то такие выплаты не признаются объектом налогообложения.
Следовательно, действия организации по осуществлению выплат в пользу работников и членов их семей в 2001 году за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, не влекут обязанности по уплате единого социального налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Применение судом к спорным правоотношениям пункта 4 статьи 237 Налогового кодекса РФ, определившего, по мнению налогового органа, дополнительный объект налогообложения в виде материальной выгоды, неправомерно.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, нормы о порядке определения налоговой базы не могут дополнять и расширять объект налогообложения.
Оснований для направления дела на новое рассмотрение кассационная инстанция не усматривает, так как судом правильно установлены обстоятельства дела, которые не оспариваются сторонами, однако неверно применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение суда первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене, как несоответствующие статьям 236, 237 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ), а требования ОАО "КнААПО" - удовлетворению.
Учитывая, что Обществом в федеральный бюджет при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей (1000 + 500 + 500), то в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ она подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2003, постановление апелляционной инстанции от 13.05.2003 арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-899/2003-14 (АИ-1/396) отменить. Заявление ОАО "КААП" удовлетворить. Признать недействительным решение от 27.01.2003 N 16-10/619 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
ОАО "КААП" возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1927
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании