Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/206
(извлечение)
Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ГОУ НПО "N" - Репьев А.В., юрисконсульт по доверенности б/н от 22.10.2003, от ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска - Куценко М.Ю., госналогинспектор юридического отдела по доверенности N 03-623 от 19.01.2004, Юрьева Н.В., специалист 1 категории отдела оперативного контроля по доверенности N 2314 от 02.03.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска на постановление от 17.12.2003 по делу N А73-9001/2003-10 (АИ-1/1332) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "N" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании незаконным и отмене постановления N 319 от 18.09.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 10.03.2004.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "N" (далее - ГОУН N) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 18.09.2003 N 319 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ГОУН N, осуществляя денежные расчеты с населением за оказание услуг (оплата обучения на водительских курсах) без применения контрольно-кассовой техники, использовало бухгалтерские документы, а именно: приходные кассовые ордера, не установленные Министерством финансов РФ в качестве документов строгой отчетности, чем нарушило пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон), поэтому у налогового органа имелись правовые основания для привлечения училища к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2003 указанное решение суда первой инстанции отменено, постановление инспекции по налогам и сборам от 18.09.2003 N 319 признано незаконным и отменено на том основании, что применяемые училищем при расчетах с населением за оказание услуг бланки приходных кассовых ордеров являются документами строгой отчетности, и поскольку факт их выдачи клиентам материалами дела подтвержден, у налогового органа не было оснований для привлечения училища к ответственности, а у суда оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании постановления от 18.09.2003 N 319 незаконным.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и в удовлетворении требований ГОУН N отказать. Заявитель жалобы считает, что согласно пункту 2 статьи 2 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. По его мнению, таким бланком строгой отчетности, предназначенным для приема наличных денежных средств уполномоченными лицами бюджетного учреждения, является форма 10 "квитанция", утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", а не приходные кассовые ордера, использованные для этих целей училищем.
Доводы, изложенные в жалобе, поддержаны представителями налогового органа в судебном заседании.
ГОУН N 10 в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилось, считает постановление суда апелляционной инстанции законным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как выдаваемые клиентам приходные кассовые ордера при взимании с них платы за обучение на водительских курсах являются бланками строгой отчетности и правомерно используются при расчетах, следовательно, привлечение училища к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, неправомерно.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 12.09.2003 должностными лицами инспекции по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска проведена проверка ГОУН N по вопросу выполнения последним Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В ходе проверки установлено, что училище оказывает населению услуги по организации водительских курсов. Оплата за курсы осуществляется без применения контрольно-кассовой техники и бланка формы 10 "квитанция" путем внесения клиентами в кассу наличных денежных средств по приходным кассовым ордерам. По данному факту составлен акт проверки от 12.09.2003 N 01159518/1478 ДСП, протокол об административном правонарушении N 18-1478 ДСП. На основании материалов проверки 18.09.2003 руководителем инспекции по налогам и сборам вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб., предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
ГОУН N 10 оспорило названное постановление налогового органа в арбитражный суд.
Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ГОУН N 10 при расчетах с населением за оказанные услуги использовались бланки приходных кассовых ордеров, вместо формы 10 "квитанция", утвержденной Минфином РФ для бюджетных учреждений, каковым является училище, то последнее правомерно привлечено к административной ответственности, является ошибочным.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что ответственность по статье 14.5 КоАП РФ наступает в случае, если организации, оказывающие услуги населению, либо не применили контрольно-кассовую технику при расчетах, либо не выдали бланк строгой отчетности. Кроме того, Федеральный закон N 54-ФЗ не связывает наступление ответственности юридического лица с невыдачей им бланка строгой отчетности определенной формы.
Материалами дела установлено, что плата за обучение на водительских курсах вносилась клиентами в кассу училища наличными денежными средствами по приходным кассовым ордерам формы N КО-1. Данная форма утверждена Письмом Министерства финансов РФ от 24.02.1994 N 16-39 в качестве документа строгой отчетности, которая может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.
Таким образом, поскольку порядок утверждения формы бланков строгой отчетности Правительством Российской Федерации до настоящего времени не установлен, и ГОУН N, оказывая услуги населению, не применяло контрольно-кассовую технику, однако выдавало бланки строгой отчетности установленной формы, оснований для привлечения его к ответственности не имелось.
Из изложенного следует, что постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 вынесено в соответствии с требованиями действующего на момент спорных правоотношений законодательства и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 17.12.2003 по делу N А73-9001/2003-10 (АИ-1/1332) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/206
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании