Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1099
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Б.Т. на решение от 23.07.2003, постановление от 19.01.2004 по делу N А51-7802/03 29-298 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Б.Т. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску о признании незаконным и отмене постановления N 01-14/2692 от 04.06.2003 по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 27.05.2004.
Индивидуальный предприниматель Б.Т., осуществляющая деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации N 2192 от 13.10.1999, обратилась с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговым орган) от 04.06.2003 N 01-14/2692 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Оба судебных акта мотивированы тем, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий налогового органа и факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установлен материалами дела.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Б.Т. просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, так как лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции имелась, но не была помещена в "Уголке покупателя", что не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Гражданин-предприниматель также считает, что работники налогового органа превысили предоставленные им полномочия при проверке деятельности магазина "Веснянка".
Инспекция по налогам и сборам отзыв на кассационную жалобу не представила. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в заседании суда участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Б.Т. в магазине "Веснянка", расположенном по адресу: г. Партизанск, ул. Ленинская, д. 8 "а".
Результаты проверки отражены в акте проверки регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции от 02.06.2003 N 38, протоколе б/н от 03.06.2003, на основании которых, с учетом объяснений от 02.06.2003 предпринимателя Б.Т., налоговым органом принято постановление N 01-14/2692 от 04.06.2003 по делу об административном правонарушении.
Согласно данному постановлению, гражданин-предприниматель Б.Т. признана совершившей административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и на нее наложено взыскание в виде штрафа в сумме 3000 руб. Указанное постановление оспорено индивидуальным предпринимателем в судебном порядке.
Доводы заявителя жалобы о том, что в обязанности налоговых органов не входит проверка соблюдения хозяйствующими субъектами Правил продажи алкогольной продукции, являются необоснованными.
Проверка деятельности индивидуального предпринимателя Б.Т. осуществлена на основании постановления налогового органа N 872 от 02.06.2003, в соответствии с которым проводилась проверка ее деятельности по вопросам выполнения Закона РФ N 5215-1 от 18.06.1993 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Полномочия по осуществлению проверок в части государственного регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции возложены на налоговые органы Постановлением Правительства РФ "Вопросы государственной налоговой службы Российской Федерации" N 793 от 17.07.1998 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.08.2000 N 612) и Постановлением Правительства РФ "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" от 19.08.1996 N 987 (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которыми, в том числе на налоговые органы возложена обязанность осуществления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в "Уголке покупателя" отсутствует лицензия на реализацию алкогольной продукции. Индивидуальный предприниматель Б.Т. с данным правонарушением согласна, что отражено в протоколе от 03.06.2003, объяснительной от 02.06.2003 (л.д. 25, 28).
Требования представлять покупателю соответствующую информацию о наличии лицензии с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее, с помещением этой информации в удобных для ознакомления местах, установлены пунктом 3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 (в редакции Постановления Правительства РФ от 13.10.1999 N 1150).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.16 КоАП РФ, является порядок продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 3 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не охваченных частями 1 и 2) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Все доказательства по делу были предметом исследования арбитражного суда обеих инстанций, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, им дана объективная правовая оценка. Судом правомерно установлено, что отсутствие лицензии в "Уголке покупателя", а также указанной выше информации о ней, является нарушением Правил продажи алкогольной продукции.
Так как факт административного правонарушения, установленный налоговым органом при проведении проверки, подтвержден материалами дела, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Б.Т. о признании постановления налогового органа N 01-14/2692 от 04.06.2003 незаконным, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.07.2003, постановление апелляционной инстанции от 19.01.2004 по делу N А51-7802/03 29-298 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1099
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании