Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/844
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО ААК "П" - Шмаков Д.В. - юрисконсульт по доверенности от 17.04.2003 N 30, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю на решение, постановление от 10.10.2003, 22.12.2003 по делу N А51-6438/2003 25-158 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Открытого акционерного общества Арсеньевская авиационная компания "П" имени Н.И. Сазыкина к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 08.04.2003 N 1162 дсп в части.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2004.
Открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "П" имени Н.И. Сазыкина (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края, с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю от 08.04.2003 N 1162 дсп (далее - Инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 6640866 руб.
Решением суда от 10.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2003, заявленные требования удовлетворены на том основании, что предприятие является головным исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов и задолженность, в том числе, по налогу на доходы физических лиц образовалась в связи с несвоевременной оплатой работ по государственному заказу.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Инспекции по налогам и сборам, которая просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, Общество выполняет обязанности налогового агента и несвоевременная оплата работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов не влияет на своевременное перечисление в бюджет обязательных налоговых платежей. Кроме того, судом не принято во внимание то обстоятельство, что суммы пени по налогу на доходы физических лиц выявлены налоговым органом в 2003 году и, следовательно, к налогоплательщику не применимы положения Постановления Правительства от 18.04.2002 N 251, которым установлен срок списания задолженности по налогам и пени до 01 ноября 2002 года.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции представитель Общества отклонил доводы жалобы в полном объеме, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции не подлежащими отмене и принятыми с правильным применением норм материального права.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимала.
Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав в заседании суда пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не установил оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО Арсеньевская авиационная компания "П" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и сборов за период с 01.10.2000 по 31.10.2002, в ходе которой выявлена неполная уплата налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога и налога на доходы физических лиц. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 14.03.2003 N 1181 и с учетом рассмотрения разногласий принято решение от 08.04.2003 N 1162дсп о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций:
по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату сумм указанных налогов,
по пункту 1 статьи 126 НК РФ - за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля,
по статье 123 Кодекса - за невыполнение Обществом как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечисления в бюджет сумм налогов, а также начисления налогов и соответствующей пени.
Не согласившись с решением налогового органа, с учетом уточнения своих требований, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в части начисления пени по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в сумме 6640866 руб. по состоянию на 01.01.2002.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, обосновав свои выводы ссылками на подлежащие применению нормы материального права, правомерно исходил из того, что на Общество распространяется действие Правил списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 N 251 (далее - Правила), поскольку Предприятие включено в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов.
Во исполнение пункта 4 вышеназванного Постановления губернатором Приморского края принято постановление от 15.10.2002 N 537 "О списании задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням начисленным на 01 января 2002 года на просроченные платежи, зачисляемые в краевой бюджет", а также Арсеньевской городской Думой вынесено решение от 30.08.2002 N 111 "О списании задолженности по пеням предприятиям оборонного комплекса города".
На основании названных выше нормативных правовых актов налоговым органом приняты решения от 30.09.2002 и от 28.10.2002, согласно которым с Общества произведено списание пени, начисленной на 01.01.2002, в том числе и по налогу на доходы физических лиц в части, уплачиваемой в краевой и местный бюджеты.
Как установлено материалами дела, Общество включено в реестр N 32/2 головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов по Приморскому краю и задолженность по уплате налогов образовалась у Общества в связи с выполнением предприятием оборонного заказа.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" объектом обложения данным налогом является совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году в денежной и натуральной форме. Аналогичная позиция содержится в статье 226 Налогового кодекса РФ.
Статьей 9 названного Закона предусмотрено, что при налогообложении доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых обязанностей по месту основной работы, предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с этих лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда.
Согласно статье 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" продлено проведение мер реструктуризации задолженности предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями государственного оборонного заказа по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.
Пункт 5 Правил определяет, что списание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами по месту учета головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов на основании реестров, заверенных государственными заказчиками оборонного заказа и полученных от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Из имеющихся в материалах дела решений налогового органа от 30.09.2002 и 28.10.2002 о списании пени, начисленной на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный, краевой и местный бюджеты и во внебюджетные фонды, усматривается, что пеня по задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 8808475 руб. списана в части несвоевременной уплаты спорного налога в краевой и местный бюджеты. При этом решение о списании задолженности в части пени, начисленной по этому налогу по состоянию на 01.01.2002, в федеральный бюджет, Инспекцией по налогам и сборам не принималось.
Кроме того, налоговый орган не доказал правомерность отказа в списании оспариваемой налогоплательщиком суммы пени в размере 6640866 руб.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, обе судебные инстанции обоснованно исходили из того, что задолженность по пене в оспариваемой сумме возникла у Общества до 01.01.2002 и фактически имелась на 01.01.2002. В связи с чем, судом правомерно применены положения Постановления Правительства от 18.04.2002 N 251.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что независимо от даты отражения налоговым органом пеней по налогу на доходы физических лиц в лицевом счете налогоплательщика они подлежат списанию, поскольку фактически были начислены до 01.01.2002 и Инспекцией по налогам и сборам не доказано обратного.
Между тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований к отмене судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение суда от 10.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 22.12.2003 по делу N А51-6438/2003 25-158 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/844
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании