Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1554
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3645
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Мышакова И.С. - юрисконсульт по доверенности N 22 от 05.01.2004, от ответчика: Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска: Бутковский А.В. - главный специалист по доверенности N 04-02/2724 от 26.12.2003, Минфин РФ: Егорова О.В. - ведущий специалист по доверенности б/н от 16.01.2004, Минфин Хабаровского края: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 25.06.2003, постановление от 24.02.2004 по делу N А73-2577/2003-33 (АИ-1/874) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по ЖКУ N 2 г. Хабаровска" к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, 3-и лица Администрация г. Хабаровска, Правительство Хабаровского края о взыскании 1124431 руб. 23 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 22 июня 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 2 г. Хабаровска" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 1124431 руб. 23 коп., 1821541 руб. 07 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в январе 2002 года населению Центрального района г. Хабаровска субсидий по оплате коммунальных услуг.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Хабаровска и Правительство Хабаровского края.
Решением от 25.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004, исковые требования МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 2 г. Хабаровска" удовлетворены за счет Правительства Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения отнесено к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней системы.
Со ссылкой на статью 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" податель жалобы полагает, что источником для покрытия затрат на предоставление субсидий гражданам, являются дотации и трансферты, поступающие из федерального бюджета.
Обязанность финансирования данной статьи расходов из федерального бюджета, по мнению Министерства финансов Хабаровского края, установлена и статьями 84, 130 БК РФ.
Представители истца, Министерства финансов РФ, финансового департамента Администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судом, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 2 г. Хабаровска" в январе 2002 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставило субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям, проживающим в Центральном районе г. Хабаровска.
Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в размере предоставленных указанным категориям граждан субсидий, истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так статьей 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 N 354 утверждены Правила предоставления в 2002 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов федерации названных расходов.
В 2002 году дотации из фонда софинансирования социальных расходов выделялись в пределах общего размера средств, предусмотренных в фонде исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 20%.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.05.2002 N 354 определен уровень датирования населения исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации.
На основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2002 N 354 Хабаровскому краю направлены денежные средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в размере 20,7% (85045300 руб.) от начисленных субсидий (417 млн. руб.), которые субъектом РФ распределены между муниципальными образованиями.
Поскольку указанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
В связи с чем, главой администрации Хабаровского края принято Постановление от 03.08.2000 N 286 "О результатах реформ жилищно-коммунального хозяйства и ее влияние на улучшение финансово-экономической ситуации в крае", в котором (п. 12) указан источник финансирования расходов на предоставление субсидий - краевой бюджет, и установлена обязанность финансового органа предусматривать соответствующие средства в краевом бюджете.
Таким образом, на основании изложенного, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно взыскал с казны Правительства Хабаровского края истцу убытки, возникшие у него вследствие предоставления льгот малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в январе 2002 года.
Доводы Минфина Хабаровского края по поводу того, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг должна осуществлять Администрация г. Хабаровского необоснованны, поскольку на основании ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Письма Минфина РФ от 29.01.1998 N 02-08-09 финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 129-ФЗ указанное финансирование возложено только при передаче органами государственного управления субъекта РФ необходимых финансовых средств.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с процессуальными и материальными нормами, всем обстоятельствам, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.06.2003 и постановление от 24.02.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2577/2003-33 (АИ-1/874) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1554
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании