Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июля 2001 г. N Ф03-А59/01-2/1381
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2002 г. N Ф03-А59/02-2/1248
Арбитражный суд, при участии от истца - ООО "И" - аргунов Ю.М., директор, Варданян М.К., представитель, доверенность б/н от 24.07.2001, от ответчика - Управления МНС РФ по Сахалинской области - Помогаев В.П.. заместитель руководителя Управления" доверенность N 14-13 от 23.07.2001, рассмотрел кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области на решение от 16.04.2001 по делу N А59-5243/99-С20 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "И" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о признании недействительным решения от 24.09.1999 N 37, по встречному иску управления министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственноетью "И" о взыскании 2888240 рублей.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 26.07.2001.
Общество с ограниченной ответственностью "И" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области (далее - Управление по налогам и сборам) о признании недействительным решения от 24.09.1999 N 37 о привлечении к налоговой ответственности.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области предъявило встречный иск о взыскании с ООО "И" 2888240 рублей.
Решением суда от 16.04.2001 исковые требования ООО "И" удовлетворены частично. Судом признаны недействительными: п.п. "б" пункта 1 о привлечении к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, п.п. "а" пункта 1 в части начисления штрафа в размере 40% от сумм налогов на прибыль, пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на добавленную стоимость и на имущество, п.п. "б" и "в" пункта 2.1 - в части доначисленных налогов и пени за несвоевременную уплату следующих налогов: на прибыль, на пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на добавленную стоимость, на имущество; п.п. "а" пункта 2.3. Встречный иск управления по налогам и сборам удовлетворен частично. С ООО "И" взысканы налоговые санкции в размере 107200 рублей. Производство по делу о взыскании с ООО "И" подоходного налога в сумме 70,5 тысяч рублей и пени за просрочку его уплаты в размере 32,58 тысяч рублей, страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 235,77 тысяч рублей и пени в размере 267,59 тысяч рублей прекращено на том основании, что указанные суммы в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в бесспорном порядке. В остальной части встречного иска отказано.
Суд исходил из того, что ООО "И", имея численность работающих до 15 человек и перейдя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не должен был уплачивать доначисленные налоговым органом налоги. Факт превышения численности работающих, а также сокрытия выручки в сумме 643,4 тысячи рублей, по мнению суда, ответчиком не доказан.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе управления по налогам и сборам, которое, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт в части признания недействительным решения налогового органа и отказа в удовлетворении встречного иска, отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что суд неправильно, без учета имеющихся в материалах дела доказательств, определил предельную численность работающих в ООО "И", исходя из толкования, данного Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Госдумы РФ в Письме от 03.11.1996 N 02-01-17. Поскольку истец не являлся субъектом упрощенной системы налогообложения, он должен был уплачивать, как полагает ответчик, все установленные налоги.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Письма N 02-01-17 следует читать как "03.10.1996"
Вывод суда о недоказанности факта сокрытия выручки управление по налогам и сборам также считает неправомерным, так как данное обстоятельство подтверждают допрошенные в рамках уголовного дела свидетели, черновые записи в журнале, талоны и другие материалы дела, которым суд не дал надлежащей оценки.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
ООО "И" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании с управлением по налогам и сборам не согласны, считают решение суда законным, предлагают оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит частичной отмене с передачей дела в данной части на новое рассмотрение в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что управлением по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "И" за период с 01.01.1996 по 01.04.1999 по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки составлен акт от 30.07.1999 и принято решение N 37 от 24.09.1999, которым ООО "И" признано виновным в совершении налоговых правонарушений: умышленной неуплате и неполной уплате налогов в результате занижения налоговой базы (пункт 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации), грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, которые повлекли занижение налоговой базы (пункт 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации). Этим же решением доначислены налоги в сумме 1516,37 тысяч рублей (с учетом уплаченных сумм единого налога), пени в сумме 628,97 тысяч рублей и налоговые санкции в сумме 742,90 тысяч рублей.
Указанные нарушения, по мнению налогового органа, произошли: во-первых, из-за незаконного применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ, в результате занижения предельной численности работающих; во-вторых, сокрытия в 1998 году и 1 квартале 1999 года выручки от реализации услуг по изготовлению и установке юридическим и физическим лицам металлических конструкций и дверей на сумму 471,4 тысячи рублей и 172,0 тысяч рублей соответственно; в-третьих, непредставления сведений о начисленной и выплаченной заработной плате, непредставления сведений о доходах, выплаченных работникам предприятия, неперечисления в бюджет подоходного налога и взносов во внебюджетные фонды.
Как установлено судом, ООО "И" со 2 квартала 1997 года, по решению налогового органа переведено на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусматривающей замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Действие упрощенной системы в соответствии со статьей 2 вышеупомянутого Закона распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Суд полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства. С учетом заключения экспертизы, назначенной судом и проведенной двумя независимыми группами экспертов, пришел к выводу об отсутствии доказательств превышения предельной численности работающих в ООО "И" в проверяемый период.
Доводы заявителя жалобы в этой части суд кассационной инстанции считает несостоятельными, поскольку они не основаны на нормах названного Закона.
Суд правильно указал, что предельная численность работающих должна рассчитываться за отчетный период, а не на конкретную дату, доказательств превышения такой численности налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа о доначислении налогов: на прибыль; пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на имущество, на добавленную стоимость, поскольку ООО "И", являясь субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не обязано было уплачивать указанные выше налоги.
Вывод суда об отсутствии доказательств сокрытия выручки в сумме 643,4 тысячи рублей, полученной от реализации услуг по изготовлению и установке металлоконструкций и дверей, следует признать правомерным.
Судом первой инстанции исследованы и получили оценку представленные налоговым органом книга учета заказов, талоны выполненных заказов и объяснения отдельных работников. Суд нашел недостаточными для подтверждения факта сокрытия выручки представленные доказательства, обоснованно, указав, что обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган, могут быть установлены только посредством проведения следственных действий в рамках уголовного дела по материалам налоговой проверки. Приведенные в кассационной жалобе доводы налогового органа были предметом исследования в суде первой инстанций и получили правильную правовую оценку, основания для переоценки данных обстоятельств в силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют, поэтому судебный акт в данной части также следует признать обоснованным.
Суд, установив факт начисления и выплат ООО "И" заработной платы работникам общества, в том числе и не входящим в штат, правомерно признал обоснованным доначисление за проверяемый период подоходного налога и сборов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Фонд занятости) и пени за их несвоевременную уплату. Указанный вывод суда подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Решение суда об отказе в признании недействительными оспариваемого решения налогового органа в части начисления подоходного налога в сумме 70,5 тысяч рублей и взносов во внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд - 173,1 тысяч рублей, обязательного медицинского страхования в сумме 21,49 тысяч рублей, занятости населения в сумме 8,95 тысяч рублей, социального страхования РФ в сумме 32,23 тысяч рублей и соответствующих пени основано на правильном применении норм материального права, регулирующих уплату подоходного налога и страховых взносов с указанные фонды.
Вывод суда о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения (умышленная неуплата сумм налога), ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в части неуплаты страховых взносов во внебюджетные фонды), кассационная инстанция считает обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Вместе с тем, суд ошибочно указал на умышленную неуплату подоходного налога, в то же время в оспариваемом решении налогового органа отсутствует запись о привлечении ООО "И" к ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату подоходного налога. Данная ошибка суда не привела к принятию неправильного решения.
Правомерен вывод суда об отсутствии оснований для привлечения истца к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, так как решение налогового органа о занижении ООО "И" налоговой базы признано недействительным.
Решение суда о прекращении производства по делу на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части взыскания подоходного налога в сумме 70,5 тысячи рублей и пени за просрочку его уплаты в размере 32,58 тысяч рублей, страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 235,77 тысяч рублей и пени в сумме 267,59 тысяч рублей подлежит отмене, с передачей дела в данной части на новое рассмотрение как недостаточно обоснованное. Суд, сославшись на статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие внесудебный порядок для взыскания налогов, взносов и пени, не проверил сроки принятия налоговым органом решения о взыскании налогов.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В случае пропуска срока для принятия решения налоговый орган может обратиться в суд. Названные обстоятельства суд не выяснял, вместе с тем, это имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Необоснован вывод суда и в части отказа в удовлетворении требований ООО "И" о признании решения налогового органа о привлечении истца к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации и удовлетворении встречного иска в данной части. Указанная ответственность налогового агента в виде штрафа 20% от суммы, подлежащей перечислению, введена с 01.01.1999 Налоговым кодексом РФ. ООО "И" привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение своих обязанностей налогового агента за период с 01.01.1996 по 01.04.1999, то есть суд принял решение без учета норм материального права, действовавших до введения Налогового кодекса Российской Федерации. На этом основании судебный акт в данной части подлежит отмене, а дело в этой части - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении делу суду следует устранить указанные недостатки, обеспечить полноту исследования доказательств и правильное применение норм налогового законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.04.2001 по делу N А59-5243/99-С20 в части прекращения производства по делу о взыскании с ООО "И" подоходного налога в сумме 70,5 тысяч рублей и пени за просрочку его уплаты в размере 32,58 тысяч рублей, страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 235,77 тысяч рублей и пени за просрочку их уплаты в размере 267,59 тысяч рублей; в части удовлетворения встречного иска налогового органа о взыскании с ООО "И" штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 15,29 тысяч рублей и отказа в иске ООО "И" о признании недействительным решения УМНС РФ по Сахалинской области от 24.09.1999 N 37 по п.п. "в" пункту 1 отменить и дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанции того же суда.
В остальной части названное решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2001 г. N Ф03-А59/01-2/1381
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании