Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/386
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Мартыненко Н.В. - юрисконсульт по доверенности N НЮ-472 от 31.12.2003, от ответчика: Минфин РФ: Федоров А.В. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности б/н от 16.01.2004, Минфин Хабаровского края: Тимошенко С.Н. - консультант юридической службы по доверенности N 19-11/2168 от 15.12.2003, Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска: Перунова Е.А. - главный специалист по доверенности N 1-33-283 от 31.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на постановление от 23.12.2003 по делу N А73-786/2003-30 (АИ-1/564) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Правительству РФ, Министерству финансов РФ о взыскании 234278 руб. 31 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 09 марта 2004 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточная железная дорога" МПС РФ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Правительству РФ, Министерству финансов РФ о взыскании 234278 руб. 31 коп. убытков от предоставления в апреле-июне 2002 года населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
В качестве соответчиков с согласия истца привлечены Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Правительство Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 22.04.2002 требования истца удовлетворены полностью за счет казны Хабаровского края, в том числе, убытки по льготам, предоставленным в соответствии с Законом Хабаровского края "О целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003" N 281 от 27.12.2000, предусматривающей краевые льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета малообеспеченным участникам боевых действий в Чеченской республике, уволенным в запас; пенсионерам старше 70 лет, имеющим общий трудовой стаж для женщины - 35 лет, для мужчин - 40 лет; одиноким престарелым гражданам и супружеским парам старше 80 лет; малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим общий трудовой стаж для женщин - 35 лет, для мужчины - 40 лет; а также убытки по льготам, предоставленным Федеральными законами "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите инвалидов РФ", "О ветеранах", Указом Президента РФ "О мерах по социальной защите многодетных семей", как совместные расходы по предмету совместного ведения с Российской Федерацией согласно ст. 72 Конституции РФ, с последующим возмещением их бюджету Хабаровского края из федерального бюджета.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2003 решение суда изменено, убытки в сумме 208135 руб. 10 коп. по льготам, предоставленным населению в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", Указом Президента РФ "О мерах по социальной защите многодетных семей" взысканы в пользу истца с казны РФ в лице Министерства финансов РФ ввиду непредставления доказательств передачи финансовых средств из федерального бюджета в полном объеме на реализацию указанных льгот в бюджет Хабаровского края.
За счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов удовлетворенны требования истца в сумме 18437 руб. 01 коп., составляющих убытки от предоставления краевых льгот по краевой социальной программе, предусматривающей их финансирование за счет средств краевого бюджета, а также по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", расходы по которому возмещаются бюджету субъекта из федерального бюджета в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 порядком их компенсации после фактически понесенных затрат.
В части отказа истца от иска на сумму 6835,23 коп. производство по делу прекращено в связи с принятием судом такого отказа.
В остальной части отыскиваемых убытков в сумме 870,94 руб. истцу отказано, как неподтвержденных представленными доказательствами.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства, не согласившись с принятым по делу постановлением в части взыскания по иску за счет средств казны РФ, полагает в своей кассационной жалобе его отменить, как принятое в этой части с нарушением норм материального права, в иске к казне РФ отказать.
При этом, заявитель ссылается на ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", которым утверждены необходимые средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и переданы в бюджет Хабаровского края, а также средства, переданные из федерального бюджета в бюджет субъекта федерации в порядке межбюджетных отношений на реализацию ФЗ "О ветеранах" в виде 100% налога на доходы физических лиц. 15% от которых Законом Хабаровского края направлены на финансирование ФЗ "О ветеранах".
Оспаривая правомерность взыскания убытков истца от предоставления льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за счет казны РФ, заявитель ссылается на принятое во исполнение названного Указа Постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты от 26, 29 июня NN 51, 5-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрено финансирование дополнительных затрат на реализацию мероприятий по предоставлению многодетным семьям 30% скидки по оплате коммунальных услуг за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст. 90 Конституции РФ Указы Президента РФ обязательны для исполнения на территории РФ, поэтому обязанность предусматривать в бюджетах края и муниципальных образованиях средств на финансирование этих затрат, лежала на органах государственной власти Хабаровского края.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании доводы сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обжалуемую часть судебных актов об удовлетворении иска составляют 208135,10 руб. - выпадающие доходы истца от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в апреле-июне 2002 в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", а также по Указу Президента РФ "О мерах по социальной защите многодетных семей", невозмещенные истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, а поэтому предъявленные истцом ко взысканию в настоящем иске в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ.
Ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст. 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах, представленных на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах". Как установлено судом, средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, в том числе Хабаровскому краю, передавались в 2002 в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Методикой распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (Приложение N 10 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год") и через регулирующие доходы на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ путем закрепления в доходы бюджетов 100% суммы федерального налога на доходы физических лиц.
Указанные средства утверждены Законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2002 год" в доходной и расходной частях бюджета Хабаровского края в сумме 858909 тыс. руб. для распределения в бюджеты муниципальных образований края, в том числе г. Хабаровску, по целевому назначению.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год"
Доказательством их нецелевого использования субъектом РФ, Министерством финансов РФ не представлено.
В соответствии с Приложением N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Хабаровскому краю в составе фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" запланировано субвенций на сумму 149855 тыс. руб., а исполнено на 159905 тыс. руб., которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований края. Доказательств их нецелевого использования субъектом, Министерством финансов РФ не представлено.
Довод заявителя жалобы о том, что за счет целевых федеральных средств (субвенций) должны были финансироваться только жилищнокоммунальные льготы инвалидов, проживающих в федеральном жилищном фонде, а расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в ином жилищном фонде (в том числе муниципальном) должны возмещаться за счет собственных доходных источников, не правомерен, поскольку противоречит указанному законодательству ст. 84, 130 БК РФ, ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001, а также Постановлению Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в редакции Постановления Правительства N 137 от 28.02.2002, не содержащих таких ограничений.
Расходы на реализацию Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предусматривающего льготы для многодетных семей по оплате коммунальных услуг со скидкой не ниже 30%, ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не запланированы в нарушение указанного выше законодательства.
Поскольку переданные субъекту федерации Хабаровскому краю государственные полномочия по реализации жилищно-коммунальных льгот по ФЗ "О ветеранах", "О социальной поддержке инвалидов в РФ", по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не обеспечены в полной мере финансовыми средствами из федерального бюджета, суд апелляционной инстанции правомерно, на основании указанного выше законодательства и в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ удовлетворил требования истца в этой части за счет казны Российской Федерации, изменив решение суда.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ"
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2003 по делу N А73-786/2003-30 (АИ-1/564) оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/386
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании