Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/209
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Арсеньева Л.И., юрисконсульт по доверенности от 10.03.2004 N 7/127. от ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ - Гриднева Ю.В., консультант-юрисконсульт по доверенности от 05.01.2004 N 1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 25.09.2003, постановление от 24.12.2003 по делу N А73-5423/2003-18 (АИ-1/1227) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала Комсомольская ТЭЦ-2 к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными решений от 16.05.2003 N 73.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала Комсомольской ТЭЦ-2 (далее -акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения от 16.05.2003 N 73 Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 города Комсомольска-на-Амуре (далее фонд социального страхования) о непринятии к зачету расходов страхователя в сумме 34449 руб.
Решением суда от 25.09.2003 заявленные требования удовлетворены в части непринятия к зачету суммы 28803 руб. Судебное решение мотивировано отсутствием у фонда социального страхования оснований для непринятия к зачету в названной сумме расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования, поскольку судом сделан вывод о том, что акционерное общество правомерно при определении тарифов гарантированных пособий применяло районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации, а не на федеральном уровне. Свои выводы суд обосновал ссылками на Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", нормы Трудового кодекса РФ, а также нормативные правовые акты, регулирующие порядок введения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконно непринятой к зачету оставшейся суммы расходов, судебная инстанция указала на недоказанность обществом его требований в этой части.
Апелляционная инстанция своим постановлением от 24.12.2003 изменила решение суда и признала незаконным решение фонда социального страхования в части непринятия к зачету расходов в сумме 22756 руб. 26 коп. по основанию документального подтверждения неправомерно непринятой к зачету оспариваемым решением названной суммы. В остальном решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд социального страхования подал жалобу, в которой указывает на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, что привело к принятию неправильных судебных актов, поэтому заявитель жалобы предлагает их отменить и принять новое решение об оставлении без удовлетворения требований акционерного общества. Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем ее заявителя, заключаются в следующем. По мнению фонда социального страхования, судебными инстанциями не учтено закрепленное Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" положение о выплате пособий с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Такой коэффициент установлен для Хабаровского края в размере 1,2 Государственным Комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов согласно Приложению к Постановлению от 20.11.1967 N 512/П-28 "Размеры коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" (далее - Приложение к Постановлению от 20.11.1967 N 512/П-28).
Сославшись на названные нормативные правовые акты, а также на нормы Трудового кодекса РФ, заявитель жалобы считает, что оспариваемым решением правомерно не приняты к зачету расходы страховых взносов в части выплаченных страховых взносов с применением районного коэффициента, превышающего размер 1,2.
Представитель акционерного общества в судебном заседании., возразила на жалобу, просила оставить ее без удовлетворения, поскольку арбитражным судом нормы материального права применены правильно.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных решений, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению.
Как следует из установленных судом обстоятельств, филиалом N 11 Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в городе Комсомольске-на-Амуре проведена документальная выездная проверка акционерного общества по вопросам правильности расходов страхователя на цели государственного страхования за период с 01.04.2000 по 01.01.2003. По результатам проверки составлен акт N 155с/с от 28.04.2003, на основании которого вынесено решение от 16.05.2003 N 73. Данным решением не приняты к зачету расходы страхователя-плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования в сумме 34449 рублей. Основанием к вынесению названного решения послужило следующее. Акционерное общество исчислило размер пособий по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента 1,5, тогда как фонд социального страхования посчитал, что следовало учитывать районный коэффициент 1,2. Поэтому неправильное применение коэффициента повлекло излишнее начисление сумм пособий из средств, расходуемых на цели социального страхования.
При рассмотрении требований акционерного общества, оспорившего данное решение в арбитражный суд, судебные инстанции согласились с позицией заявителя о неправомерном непринятии фондом социального страхования к зачету расходов страхователя с применением коэффициента 1,5, и по постановлению апелляционной инстанции такая сумма расходов страхователя составила 22756 руб. 26 коп. Судебные решения о частичном удовлетворении заявленных требований акционерным обществом не оспорены.
Правильно установив обстоятельства дела, судебные инстанции допустили ошибку в применении норм материального права.
В этой связи следует согласиться с доводами заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Поскольку проверка акционерного общества проведена, в том числе, за 2002 год, применению подлежат положения Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Статьей 15 названного Закона установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных федеральными законами и Указом Президента РФ изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом. Между тем, единый районный коэффициент не установлен. Статьей 423 этого же Кодекса предписано, что нормативные правовые акты Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Принимая во внимание отсутствие на законодательном уровне урегулирования вопроса об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате, в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884), в соответствии с которым установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1032 были утверждены районные коэффициенты согласно ранее упомянутому Приложению к Постановлению от 20.11.1967 N 512/П-28. В Хабаровском крае такой коэффициент утвержден в размере 1,2.
Арбитражный суд при разрешении спора аргументировал свои выводы о неправомерном указании фондом социального страхования в ходе выездной проверки на выплату акционерным обществом пособий с правовыми актами. По мнению суда, обоснованна позиция акционерного общества о том, что Решением Исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих", был установлен на территории города Комсомольска-на-Амуре единый коэффициент - 1,5. Право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в ином размере, чем утверждено Приложением к Постановлению от 20.11.1967 N 512/П-28, Исполкомом Хабаровского краевого Совета реализовано исходя из предоставленных ему Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов крайнего Севера" полномочий.
Выводы суда о законно производимых в городе Комсомольске-на-Амуре выплатах районного коэффициента к заработной плате в размере 1,5 не противоречат вышеупомянутым правовым нормам.
Однако к возникшим правоотношениям такие нормы не применимы, поскольку при определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне. Какие-либо исключения о возможности исчисления пособий с учетом иного размера районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей, в рассмотренных выше нормативных правовых актах не содержатся.
Принимая во внимание изложенное, решение от 16.05.2003 N 73 соответствует законодательству, регулирующему вопросы в сфере определения размеров пособий Фонда социального страхования РФ и являющихся федеральной государственной собственностью. Поэтому у арбитражного суда отсутствовали основания для признания данного решения незаконным, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в части, а требования акционерного общества в удовлетворенной части - оставлению без удовлетворения.
Расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции взыскать в федеральный бюджет с акционерного общества в сумме 500 рублей, исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.09.2003, постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5423/2003-18 (АИ-1/1227) о признании незаконным решения филиала N 11 Государственного учреждения Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2003 N 73 о непринятии к зачету расходов страхователя плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования - в части непринятия к зачету расходов в сумме 22756 руб. 26 коп. отменить. В удовлетворении требований открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала Комсомольская ТЭЦ-2 о признании незаконным названного решения от 16.05.2003 N 73 в части непринятия к зачету расходов в сумме 22756 руб. 26 коп. - отказать.
В остальном названное постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 500 руб. взыскать в доход федерального бюджета с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала Комсомольская ТЭЦ-2.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/209
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании