Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/1849
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N НЮ-257 от 20.01.2004 - Шалдеева В.В., от ответчика: начальник правового отдела N 678 от 05.12.2003 - Яснов И.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 22.03.2004 по делу N А04-2422/04-17/65 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в лице филиала Свободненского отделения дороги к Минфину РФ Администрации Завитинского района, финансовому департаменту Администрации Амурской области, финансовому управлению Администрации Завитинского района, 3-е лицо: Администрация Амурской области, о взыскании 229628 руб. 49 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационного инстанции откладывалось до 20.07.2004
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации Завитинского района Амурской области о взыскании убытков в сумме 229628 руб. 49 коп., возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за период с ноября по декабрь 2002 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, на стороне ответчика привлечены финансовый департамент Администрации Амурской области и Администрация Амурской области.
До принятия решения истец уточнил исковые требования и уменьшил сумму иска до 188243 руб. 01 коп.
Решением от 22.08.2003 исковые требования истца удовлетворены путем взыскания суммы 188243 руб. 01 коп. с Администрации Завитинского района.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2004 решение суда от 22.08.2003 отменено и направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд с согласия истца в порядке ст. 46 АПК РФ привлек в качестве соответчиков: Министерство финансов РФ, финансовый департамент Администрации Амурской области и финансовый отдел Администрации Завитинского района.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ по заявлению ФГУП "Забайкальская железная дорога" суд произвел замену его на надлежащего истца правопреемником ОАО "Российские железные дороги"
Решением от 22.03.2004 исковые требования истца удовлетворены, сумма 188243 руб. 01 коп. взыскана с казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Минфин РФ не согласился с решением суда и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, считая, что он принят без надлежащей оценки представленных документов и без учета нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с предоставления льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядком их компенсации в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд нарушил процессуальные нормы и неосновательно произвел замену истца на ОАО "Российские железные дороги"
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ.
В судебное заседание представитель Минфина РФ не явился, несмотря на надлежащее извещение.
Представители истца и Администрации Завитинского района с жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГУП "Забайкальская железная дорога", правопреемником который является ОАО "Российские железные дороги" в период с октября по декабрь 2002 в соответствии с ФЗ "О ветеранах" представило гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Невозмещенные муниципальными и государственными органами власти расходы истца составили 188243 руб. 01 коп; на взыскание которых заявлены настоящие требования.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, которые учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаимозачетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствуют ст.ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, властями более высокого уровня нижестоящих уровней власти, которые несут ответственность только в пределах представленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию установленных ФЗ "О ветеранах" льгот по жилищно-коммунальным услугам, в том числе Амурской области.
Наряду с этим, Законом Амурской области "О краевом бюджете на 2002 год" в составе расходов бюджета Амурской области за счет нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сумм финансовой помощи бюджету Завитинского района в 2002 году на выполнение государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и в части льгот по оплате коммунальных услуг определена сумма 3078000 руб., тогда как потребность района составила 668357 руб., из них 2367792 руб. на сферу жилищно-коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Название Закона Амурской области следует читать как "Об областном бюджете на 2002 год"
Согласно расходной части бюджета Амурской области на 2002 год расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" составили лишь в части предоставления льгот по газу, топливу, медикаментам.
Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" предусмотрено Завитинскому району субсидий на исполнение полномочий, передаваемых из областного бюджета для финансирования федеральных законов в сумме 2330 тыс. руб., из них на реализацию льгот по газу - 528000 руб., топливу - 735000 руб. и медикаментам - 1067000 руб.
Сам Завитинский район из местного бюджета выделил на оплату инвалидам и ветеранам коммунальных услуг 401000 руб., что подтверждено отчетом из консолидированного бюджета за 2002 год.
Поскольку данные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг целевым назначением в 2002 году Амурской области не передавались, поэтому Арбитражный суд Амурской области правомерно возместил, возникшие у истца убытки в сумме 188243 руб. 01 коп., за счет казны Российской Федерации.
Возражения Минфина РФ по поводу нарушения судом процессуальных норм, то есть ввиду замены ФГУП "Забайкальская железная дорога" на ОАО "Российские железные дороги", необоснованны.
Указанные действия произведены судом в соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ. Реорганизация ФГУП "Забайкальская железная дорога" произошла вследствии приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 и ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ и Распоряжения Правительства РФ от 11.08.2003 N 1111-р.
На базе имущества и имущественных комплексов организаций железнодорожного транспорта МПС РФ создано ОАО "Российские железные дороги", куда ФГУП "Забайкальская железная дорога" вошла в качестве филиала, что подтверждается Уставом акционерного общества.
Замену стороны правопреемником суд вправе произвести в судебном процессе как по заявлению истца, так и по собственной инициативе.
То, что ОАО "Российские железные дороги" стало правопреемником ФГУП "Забайкальская железная дорога" свидетельствует сводный передаточный акт 30.09.2003, утвержденный распоряжением от 30.09.2003 Минимущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и МПС РФ.
Поскольку решение от 22.03.2004 Арбитражным судом Амурской области принято с соблюдением процессуальных норм, доводы изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.03.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2422/04-17/65 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2004 г. N Ф03-А04/04-1/1849
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании