Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 декабря 2003 г. N Ф03-А37/03-2/2703
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/1910
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Торговый дом МЛВЗ": Л.М. Косарикова, юрисконсульт по доверенности N 75 от 03.03.2003, О.Ю. Селиванова, юрисконсульт по доверенности N 64 от 18.03.2003, от СВТУ МАП РФ: Е.В. Голубева, начальник отдела анализа развития по доверенности N 01-10/1463 от 06.11.2003, Г.А. Шатай, заместитель начальника отдела анализа развития по доверенности N 01-10/1508 от 24.11.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Министерства Российской Федерации антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 28.04.2003, постановление от 27.06.2003 по делу N А37-375/03-7 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МЛВЗ" к Северо-Восточному территориальному управлению Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании недействительным приказа N 01-12/85 от 11.11.2002 в части.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 3.12.2003.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 28.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2003, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МЛВЗ" о признании недействительным приказа Северо-Восточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 01-12/85 от 11.11.2002 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%" в части включения общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МЛВЗ" в Реестр хозяйствующих субъектов согласно Приложению N 2 по порядковому номеру 6.
Обе судебные инстанции исходили из того, что при анализе региональных рынков оптовой реализации водки и ликеро-водочных изделий в границах Магаданской области антимонопольным органом, в нарушение Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, не были использованы все источники информации о рынке, не определены продуктовые и географические границы товарного рынка, не определен конкретный вид товара на исследуемом рынке, не исследован вопрос о структуре и открытости рынка. Кроме того, суд сослался и на то, что при включении общества в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, антимонопольный орган не указал наименования лиц, образующих данную группу. На этом основании суд пришел к выводу о незаконности включения общества "Торговый дом МЛВЗ" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В кассационной жалобе Северо-Восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны без учета отраслевых особенностей соответствующего рынка. Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела на основании пункта 6 Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154, по результатам анализа региональных рынков оптовой реализации водки и ликеро-водочных изделий в границах Магаданской области, по итогам 2001 года, 1 полугодия 2002 года, отраженным в справке от 30.10.2002, приказом Северо-Восточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 01-12/85 от 11.11.2002 общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом МЛВЗ" в составе группы лиц включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товару: водка и ликеро-водочные изделия с долей на областном рынке более 65 процентов.
Признавая недействительным вышеназванный приказ в обжалуемой части, Арбитражный суд Магаданской области сослался на то, что анализ региональных рынков оптовой реализации водки и ликеро-водочных изделий произведен антимонопольным органом без соблюдения правил, установленных Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169.
Однако указанный вывод следует признать недостаточно обоснованным и сделанным по неполно исследованным материалам дела.
При рассмотрении дела судом не учтено, что в соответствии со статьей 1.2 Порядка о проведении анализа учитываются отраслевые особенности рынка. В частности, оптовый рынок алкогольной продукции является объектом государственного регулирования (лицензирование, декларирование, регистрация, идентификация, аккредитация).
Управление Администрации Магаданской области по проведению единой государственной политики в отношении алкогольной, табачной продукции и пива осуществляет государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и пива на территории Магаданской области. Данные по обороту, представляемые хозяйствующими субъектами, формируются указанным Управлением в целом по области.
Таким образом, учитывая, что на рассматриваемом рынке установлены жесткие административные барьеры, связанные с государственным регулированием, антимонопольным органом правомерно определены в качестве географических границ рынка административные границы Магаданской области. Следовательно, статистические данные Управления, формирующего информацию о движении алкогольной продукции в границах области, подлежат исследованию и правовой оценке с целью определения достоверности доли общества на рынке.
Делая вывод о том, что антимонопольным органом не были использованы все источники информации, указанные в пункте 1.6 Порядка проведения анализа, суд не указал, какой конкретно источник исходной информации о рынке не был использован в анализе и каким образом данное нарушение повлияло на правильность результата определения доли общества на рынке.
Недостаточно обоснованным является вывод суда о неустановлении продуктовых границ товарного рынка со ссылкой на то, что антимонопольным органом, в нарушение пункта 2.3 Порядка проведения анализа, не определен вид товара на исследуемом рынке.
При установлении вида товара "водка и ликероводочные изделия" антимонопольный орган руководствовался Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1996 N 17 (ОК 004-93) (подгруппа 1551000).
При новом рассмотрении дела, суду необходимо исследовать вопрос о правомерности определения продуктовой границы товарного рынка с учетом доводов антимонопольного органа о правильности применения ОК 004-93.
По результатам исследования вышеназванных показателей, суду необходимо исследовать вопросы о структуре и открытости рынка, а также проверить и дать правовую оценку доводам антимонопольного органа о возможности включения общества "Торговый дом МЛВЗ" в Реестр хозяйствующих субъектов, как входящего в состав группы лиц без указания наименований всех лиц, образующих данную группу.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.04.2003, Постановление апелляционной инстанции от 27.06.2003 по делу N А73-375/03-7 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2003 г. N Ф03-А37/03-2/2703
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании