Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 октября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2383
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ФГУП "Забайкальская железная дорога" - Машкович А.В., заместитель начальника юридической службы по доверенности N НЮ-501 от 17.12.2002, Серохвостова А.А., юрисконсульт по доверенности N НЮ-504 от 24.12.2002, от ФГУ УГЭН по Охотскому региону - Пукач А.Р., юрисконсульт по доверенности N 4 от 12.09.2003, Шадрин В.П., начальник филиала по доверенности N 3 от 12.09.2003, от третьего лица: ОАО "Амурэнерго" - Чуясов С.В., начальник юридического отдела филиала по доверенности N 22/476 от 27.12.2002, Коврижкин С.А., начальник юридического отдела по доверенности N 22/246 от 02.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" на решение от 13.05.2003, постановление от 07.07.2003 по делу N А04-681/2003-5/100 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" к Управлению государственного энергетического надзора по Амурской области "Амургосэнергонадзор", 3-е лицо: открытое акционерное общество "Амурэнерго" о признании недействительным акта-предписания от 23.01.2003 N АБ-1П/03 в части пункта 3 части 4 и пункта 34.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" (далее - ФГУП "ЗБЖД") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению государственного энергетического надзора по Амурской области "Амургосэнергонадзор" о признании недействительным акта-предписания от 23.01.2003 N АБ-1ШОЗ в части пункта 3 части 4 и пункта 34.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Амурэнерго" (далее - ОАО "Амурэнерго").
Решением суда от 13.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что проверка Госэнергонадзором проведена правомерно и в акте-предписании (в оспариваемой части) отражены нарушения, которые подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ФГУП "ЗБЖД", которое просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что судом нарушены требования статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134ФЗ (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ), так как судом не учтено, что у Госэнергонадзора не имелось законных оснований для проведения внеплановой проверки, в том числе в целях контроля за исполнением предыдущего акта-предписания от 21.09.2001 N АБ-8/01.
Также ФГУП "ЗБЖД" выражает несогласие с выводом суда относительно того, что свободный ход пломб по пломбировочной проволоке на вводах трансформаторов Т-1 и Т-2 является нарушением требований ГОСТа 18677-76 - ГОСТ 18680-73 "Детали пломбирования", поскольку указанный ГОСТ распространяется только на металлические и бумажные пломбы, а не на пломбы из полимерного материала, на которые ГОСТ вообще отсутствует.
Кроме того, в жалобе указывается на неправомерность вывода суда о наличии нарушений Правил устройства электроустановок и Правил учета электрической энергии, выразившихся в опломбировании счетчиков не энергоснабжающей организацией, а монтажной организацией - ООО "Электроуслуги", в том числе в результате отсутствия доказательств принадлежности клемм на пломбах названному выше обществу. Заявитель считает, что ни одним нормативным актом не предусмотрено, что опломбирование энергоснабжающей организацией приборов учета, должно составляться двусторонним актом.
Нарушение норм процессуального права, по мнению заявителя жалобы, заключается в неправильном применении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Доводы и требования, содержащиеся в кассационной жалобе, в полном объеме поддержаны представителями ФГУП "ЗБЖД" при ее рассмотрении.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ и на основании Приказа Министерства энергетики РФ от 18.11.2002 N 403, которым Управление государственного энергетического надзора по Амурской области "Амургосэнергонадзор" реорганизовано путем слияния в Федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Охотскому региону", суд кассационной инстанции производит замену вышеуказанного административного органа ее правопреемником (далее - Госэнергонадзор).
Госэнергонадзор отзыв на кассационную жалобу не представил, но его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Представители ОАО "Амурэнерго" в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, указав свои возражения по ней.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника Госэнергонадзора от 10.01.2003 N 1 проведена внеплановая проверка технического состояния, организации эксплуатации электрооборудования тяговых подстанций ЭЧ-3, ЭЧ-4, ЭЧ-9, ЭЧ-10 ФГУП "ЗБЖД". В период с 13 по 17 января 2003 года проведено обследование ЭЧ-4 Свободненской дистанции электроснабжения Забайкальской железной дороги в присутствии представителя проверяемой организации.
По результатам проверки составлен акт-предписание от 23.01.2003 N АБ-1П/03, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе в пункте 3 части 4 указано, что на ТПС "Михайло-Чесноковская тяга" нарушена пломбировка клеммных крышек счетчиков вводов 27,5 КВ Т-1, Т-2 и пунктом 34 предписано опломбировать клеммные крышки счетчиков вводов 27,5 КВ Т-1, Т-2 на указанной выше ТПС.
Не согласившись в данной части с актом-предписанием, ФГУП "ЗБЖД" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд обеих инстанций исходил из правомерности и обоснованности действий Госэнергонадзора при проведении внеплановой проверки и вынесении по ее результатам акта-предписания в оспариваемой части.
Данный вывод судебных инстанций следует признать верным, так как он соответствует законодательству и обстоятельствам дела.
ФГУП "ЗБЖД" в кассационной жалобе считает, что внеплановая проверка была проведена Госэнергонадзором незаконно. Однако указанный вывод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивался при апелляционном рассмотрении, получил правильную и объективную оценку и правомерно отклонен судом обеих инстанций.
Пунктами 4 и 5 статьи 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки. Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных плановой проверкой нарушений, а также внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе, в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Указанный выше федеральный закон не содержит ограничений по количеству проведения внеплановых проверок.
Арбитражным судом не выявлено нарушений со стороны Госэнергонадзора при проведении проверки структурных подразделений ФГУП "ЗБЖД". При этом судом установлено и не опровергнуто заявителем жалобы, что внеплановая проверка проводилась по результатам ранее проведенной плановой проверки с вынесением акта-предписания, а также в связи с обращением ОАО "Амурэнерго" от 10.01.2003 N 01-71.
Кроме этого предметом настоящего спора является не проводимые Госэнергонадзором проверки, а акт-предписание от 23.01.2003 N АБ-1П/03 в части признания недействительным пункта 3 статьи 4 и пункта 34, и ФГУП "ЗБЖД" не обосновало свою позицию надлежащими доказательствами, которые бы свидетельствовали о незаконности вынесенного актапредписания в оспариваемой части.
Арбитражным судом обеих инстанций правильно указано, что материалами дела подтверждено нарушение пломбировки клеммных крышек счетчиков вводов 27,5 КВ Т-1, Т-2 на ТПС "Михайло-Чесноковская тяга", выразившееся в наличии свободного хода пломб по пломбировочной проволоке, а также опломбирование счетчиков неэнергоснабжающей организацией.
Из материалов дела усматривается, что выявленные в результате внеплановой проверки нарушения и указанные в оспариваемом акте-предписании, дополнительно исследовались и установлены протоколом осмотра от 19.03.2003, подписанным представителями спорящих сторон.
Признается несостоятельным и довод заявителя жалобы о том, что судом нарушена статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Действительно, в соответствии с указанной нормой права обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Применительно к рассматриваемому спору, Госэнергонадзором были представлены доказательства, подтверждающие правомерность проведения внеплановой проверки и вынесения по ее результатам акта-предписания, что было предметом исследования и оценки суда обеих инстанций.
Вместе с тем, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поэтому ФГУП "ЗБЖД" в ходе рассмотрения дела должно было обосновать свою позицию относительно спора соответствующими доказательствами.
Из материалов дела не установлено нарушений арбитражным судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования суда обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Доказательств, опровергающих выводы суда об обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 48, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Произвести замену Управления государственного энергетического надзора по Амурской области "Амургосэнергонадзор" на Федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Охотскому региону".
Решение от 13.05.2003, постановление апелляционной инстанции от 07.07.2003 по делу N А04-681/2003-5/100 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 4 и 5 статьи 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки. Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных плановой проверкой нарушений, а также внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе, в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Указанный выше федеральный закон не содержит ограничений по количеству проведения внеплановых проверок."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2383
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании