Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 ноября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2387
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В" на решение от 11.06.2003, постановление от 31.07.2003 по делу N А51-6667/03 29-229 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В" г. Владивосток к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 07.05.2003 N 2/1-2411.
После окончания объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва по правилам статьи 176 этого же Кодекса изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 2/1-2411 от 07.05.2003 Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Приморскому краю (далее - управление налоговой полиции) о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда 11.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные решения мотивированы тем, что материалами дела доказан факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении порядка хранения денежных средств, поэтому оно правомерно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с чем полагает необходимым отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, в результате чего постановление по делу об административном правонарушении следует признать незаконным.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не установил оснований к удовлетворению жалобы.
Как видно из материалов дела и установленных судом обстоятельств, управление налоговой полиции провело проверку финансовохозяйственной деятельности общества, в ходе которой установлено, что в арендуемом обществом офисе отсутствует помещение кассы, изолированное от других служебных помещений, чем нарушен порядок работы с денежной наличностью.
Результаты проверки зафиксированы протоколом осмотра от 24.04.2003, на основании которого административным органом составлен протокол от 24.04.2003 N 409 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения данного протокола и приложенных к нему документов, 07.05.2003 управлением налоговой полиции вынесено постановление N 2/1-2411 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40000 рублей.
Указанной нормой права предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал в признании вышеуказанного постановления налоговой полиции незаконным, поскольку материалами дела подтверждается факт несоблюдения обществом порядка хранения свободных денежных средств, поэтому последнее обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
Согласно данной норме права нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Установление порядка ведения кассовых операций входит в компетенцию Центрального банка Российской Федерации, который Решением Совета Директоров от 22.09.1993 N 40 утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 3, 29 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения (далее - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу - изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денег в помещении кассы.
Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что порядок хранения свободных денежных средств, за несоблюдение которого установлена административная ответственность по статье 15.1 КоАП РФ, включает в себя не только хранение свободных денежных средств в учреждениях банков, но и оборудование на предприятиях соответствующего помещения кассы.
Поэтому является ошибочным довод заявителя жалобы, что необорудование кассы не подпадает под понятие несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств.
Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие на предприятии помещения кассы, то правомерен вывод суда о том, что общество законно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что документы, составленные налоговой полицией, не могут быть приняты во внимание в качестве доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения, так как налоговой полиции не предоставлено право проверять порядок хранения свободных денежных средств, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит статье 26.2 КоАП РФ.
Согласно данной норме права доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе и протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 23.6 КоАП РФ федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса, поэтому должностные лица налоговой полиции имеют право, в силу части 1 статьи 28.3 Кодекса составлять протоколы об указанных выше административных правонарушениях, и данные протоколы являются надлежащими доказательствами по административным делам, если они составлены в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Судом не установлено нарушение требований настоящего Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении в отношении общества.
Поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии вины общества в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств и правильного применения норм материального права, то у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.06.2003, постановление апелляционной инстанции от 31.07.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6667/2003 29-229 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2387
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании