Определение Президиума Липецкого областного суда
от 2 апреля 2004 г. N 4-Г-235/2004, 4-Г-48/04
(извлечение)
См. также постановление Президиума Липецкого областного суда от 18 августа 2004 г. N 44-г-112/2003
Президиум Липецкого областного суда в составе председательствующего, членов Президиума;
рассмотрев гражданское дело по иску Б.А.Н. к ГУ УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам, признании права и назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, вынесенное для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда определением судьи Липецкого областного суда от 23 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи, президиум установил:
Б.А.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением более 25 лет в сельской местности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Просила назначить пенсию с 11.11.2002 года, исчислив в льготном порядке как 1 год и 3 месяца время ее работы с 1984 года в Тербунской районной СЭС на должностях помощника врача-энтомолога и врача-эпидемиолога, включив в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.02.85 г. по 04.06.86 г.; с 03.09.90 г. по 01.06.93 г.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у истца требуемого стажа для назначения досрочной пенсии, незаконность требований льготного исчисления трудового стажа в сельской местности и необходимости исключения из специального трудового стажа, для назначения досрочной пенсии, время нахождения Б.А.Н. в отпусках по уходу за ребенком.
Решением Тербунского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2003 года суд удовлетворил требования истицы в полном объеме, посчитав сельский стаж истицы в льготном исчислении 1 год и 3 месяца, включив в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, и обязал ответчика назначить Б.А.Н. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности с 11.11.2003 года.
В надзорной жалобе ответчик просит отменить решение Тербунского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2003 года в связи с существенным нарушением судом норм материального права и неприменением закона, подлежащего применению при рассмотрении данного спора.
25.02.2004 года дело было истребовано в Липецкий областной суд для проверки в порядке надзора.
Определением судьи Липецкого областного суда от 23.03.2004 года дело было направлено для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда.
Исследовав материалы дела, изучив мотивы и доводы надзорной жалобы, определения суда о возбуждении надзорного производства, президиум находит подлежащим отмене решение Тербунского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2003 года как постановленное с существенным нарушением и неправильным толкованием норм материального права.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Согласно п. 1 п.п. 11 ст. 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Из материалов дела следует, что Б.А.Н. с 01 апреля 1982 года работала в должности помощника эпидемиолога в Болгоруковской РСЭС, с 18.04.84 переведена в Тербунскую РСЭС на должность помощника энтомолога, а с 06.07.1990 г. переведена на должность пом. эпидемиолога, где проработала по день обращения в суд (л.д. 14), т.е. в сельской местности, и стаж работы на день обращения в пенсионный орган для назначения пенсии в календарном исчислении составлял менее 25 лет.
В соответствии с постановлением Правительства от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции постановлений Правительства от 27.08.92 г., от 23.07.93 г. и от 22.09.93 г.), принятом в соответствии со ст. 83 ранее действующего Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанных в прилагаемом Списке, производилось как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
Указанное льготное исчисление стажа было изменено в связи с принятием Правил исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, принятых постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 (в ред. постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года N 130).
Согласно п. 2 названного постановления врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается как один год и три месяца.
Такой порядок льготного исчисления стажа был сохранен и с принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно п.п. "а" п. 5 названных Правил лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что льготное исчисление стажа применяется только в случаях досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеющим смешанный стаж (село + город).
Коль скоро вся трудовая деятельность Б.Л.Н. протекала в сельской местности, а на день обращения в пенсионный орган и вынесения судом решения истица не имела требуемого 25-летнего трудового стажа по специальности, необходимого для назначения досрочной пенсии, то вывод суда о незаконности отказа ответчика в назначении истице пенсии не основан на законе.
Не соответствует требованиям закона и вывод суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж для назначения истице досрочной пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.02.85 г. по 04.06.86 г., с 03.09.90 г. по 01.06.93 г.
Коль скоро на день вступления в законную силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" истица не имела стажа работы в сельской местности в календарном исчислении в 25 лет, а Правилами исчисления трудового стажа, утвержденными постановлением Правительства РФ 29.10.2003 г. N 781, и постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включаются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, то вывод суда о включении этого периода в специальный стаж истицы также не основан на законе.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что трудовая пенсия может быть назначена ранее поданного в пенсионный орган письменного заявления, а факт обращения с заявлением о назначении пенсии может быть установлен судом.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема пенсионным органом письменного заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела усматривается, что с письменным заявлением о назначении пенсии истица обратилась лишь 19.06.2003 года, тогда как суд признал за Б.А.Н. право на досрочную пенсию с 11.11.2002 года, при этом установил факт обращения истца с заявлением 11.11.2002 года и необоснованности отказа ответчиком в принятии такого заявления.
Эти обстоятельства суд не принял во внимание, чем допустил существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, что в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены судебного решения. Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены полно, но допущено неправильное применение и толкование норм материального права, президиум считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 387, 388, 390 ГПК РФ, определил:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2003 года отменить и постановить новое, которым отказать Б.А.Н. в иске к ГУ ГПФ РФ по Тербунскому району о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 11.11.2002 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Президиума Липецкого областного суда от 2 апреля 2004 г. N 4-Г-235/2004, 4-Г-48/04
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании