Постановление Арбитражного суда Липецкой области
от 10 ноября 2000 г. N 90/10, 167/11
(извлечение)
Арбитражный суд Липецкой области, рассмотрев в судебном заседании дело по искам ОАО "Н", г. Липецк, к Региональной энергетической комиссии Липецкой области, г. Липецк, третье лицо: Открытое акционерное общество "Л", г. Липецк, о признании частично недействительными протоколов заседания РЭК Липецкой области N 3 от 21.05.99 г. и N 7 от 23.12.99 г., установил:
Истец обратился в арбитражный суд Липецкой области с исковыми заявлениями к ответчику о признании подпункта 2.2 пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО "Н" (п.3 приложения N 8) недействительными с момента его издания, а также о признании недействительным подпункта 5.2 пункта 5 протокола заседания РЭК Липецкой области N 7 от 23.12.99 г. с момента его издания и обязании последнего в срок, определенный судом, установить с 1.01.2000 г. тарифы для ОАО "Н" на электрическую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Л" и оптовых потребителей-перепродавцов, в соответствии с действующим в РФ законодательством и порядком расчета данных тарифов (д. N 90/10, 1 том, л.д. 2-5; д. N 167/11 л.д. 2-5). По мнению истца, регулирование тарифов ответчиком произведено с нарушением действующего законодательства, экономически не обосновано, поскольку устанавливает не предусмотренные законодательством льготы для отдельных потребителей за счет сохранения высокой стоимости электрической энергии для ОАО "Н", тем самым влияя на экономическое состояние истца и изымая из оборота дополнительные денежные средства.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил признать подпункт 5.2 пункта 5 протокола N 7 заседания РЭК Липецкой области, устанавливающего тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2000 г. для ОАО "Н", недействительным с момента его издания (д. N 90/10 4 том л.д. 54).
В соответствии со ст. 37 АПК РФ уточненное исковое требование принято судом к рассмотрению.
Ответчик иски не признал, пояснив, что подпункт 2.2 пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. и подпункт 5.2 пункта 5 протокола N 7 заседания РЭК Липецкой области от 23.12.99 г. не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ОАО "Н" (д. N 90/10, 2 том, л.д. 128-133, 3 том, л.д. 27-29, 116-121).
В судебном заседании ответчик заявил ходатайства: об обязании истца представить расчет переплаченной, по его мнению, суммы и об оставлении без рассмотрения требования истца о признании недействительным подпункта 2.2 пункта 2 протокола заседания РЭК Липецкой области N 3 от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО "Н" в связи с несоблюдением последним досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ФЗ от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (д. N 167/11 л.д. 65-67).
Третье лицо, Открытое акционерное общество "Л", в письменных отзывах на иски указало, что в своих расчетах тарифов руководствовалось методикой, установленной Методическими указаниями "О порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке", расчеты тарифов на электрическую и тепловую энергию произвело только для своих потребителей и на основе своих исходных данных, без учета данных потребителей оптовых потребителей перепродавцов. Нарушений прав и законных интересов истца п.п. 5.2 протокола N 7 не допущено, так как этот пункт не устанавливает тарифы для истца, не содержит никаких обязательных предписаний, распоряжений, влекущих негативные последствия для него. Что же касается протокола заседания РЭК N 3 от 21.05.99 г., то истцом не обосновано нарушение его прав и законных интересов, так, указывая нормативный правовой акт, он не поясняет, каким образом он нарушен ответчиком, утверждая, что ответчиком представлены льготы отдельным группам потребителей, истец не представляет доказательств этого, кроме того, последним не представлен расчет переплаченной, по его мнению, суммы энергоснабжающей организации (д. N 167, л.д. 68, 69, 79-80).
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с п. 5 ст.87 АПК РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Согласно ст.13 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.05.95 г. N 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 11.02.99 г. N 33-ФЗ (далее ФЗ "О государственном регулировании...") в случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) или тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию (далее ФЭК) для разрешения разногласий. Споры, связанные с Государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные ФЭК, подлежат рассмотрению арбитражным судом. Таким образом, названная норма не устанавливает обязательного досудебного порядка урегулирования спора, указывая лишь на то, что перечисленные лица вправе обратиться в ФЭК, но не обязаны этого делать, при этом не лишены возможности защитить свое нарушенное право путем подачи иска в суд без предварительного обращения в ФЭК.
При таких обстоятельствах ходатайство ответчика об оставлении без рассмотрения требования истца о признании частично недействительным протокола N 3 от 21.05.99 г. в связи с нарушением досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению, а заявленное требование - рассмотрению в рамках арбитражного судопроизводства.
Второе ходатайство ответчика в силу ст.ст. 7, 53, 118 АПК РФ судом удовлетворено. В судебном заседании представителем истца ответчику был вручен истребуемый расчет (д. N 167/11, л.д. 30, 31).
Определением арбитражного суда от 10.11.2000 г. производство по делу N 90/10,167/11 в части обязания РЭК Липецкой области в срок, определенный судом, установить с 1.01.2000 г. тарифы дня ОАО "Н" на электрическую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Л" и оптовых потребителей-перепродавцов, в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и порядком расчета данных тарифов прекращено в связи с неподведомственностью данного требования арбитражному суду.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: 1) не соответствия закону или иным правовым актам и 2) нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что протоколом N 3 от 21.05.99 г. ответчик, Региональная энергетическая комиссия Липецкой области (далее РЭК Липецкой области) (д. N 90/10, 1 том, л.д. 101-108), произвела регулирование тарифов на электрическую энергию (далее тарифы) и установила для истца, Открытого акционерного общества "Н" (далее ОАО "Н"), следующие размеры тарифов: с 1.06.99 г. - 0,22 руб./кВт час. - плата за 1 кВт час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт - штага за 1 кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц; с 1.10.99 г. - 0,25 руб./кВт час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц (п.п. 2.2 п. 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г., п. 3 приложения N 8 к названному протоколу) (д. N 16/711, л.д. 39, 43).
В соответствии со ст. 2, 4, 12 ФЗ "О государственном регулировании..." тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными и настоящем ФЗ экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов, в том числе принципа определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов. При установлении для отдельных потребителей льготных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством РФ, не допускается повышение цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
В компетенцию региональных энергетических комиссий входит установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, а также размера оплаты за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с принципами, изложенными в настоящем ФЗ и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ).
Согласно п.14 "Основных положении ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 4.02.97 г. N 121 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 26.09.97 г. N 1231, от 1.02.97 г. N 1498, от 1.07.98 г. N 686 (далее "Основные положения ценообразования...."), п.12 Методических указаний "О порядке расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке", утвержденных ФЭК РФ 16.04.97 г. (далее Методические указания), предусматривающих, что тарифы на электрическую энергию (мощность) должны быть дифференцированы по категориям (группам) потребителей исходя из соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей, равноприбыльности энергоснабжения различных категорий (групп) потребителей, в качестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, кроме этого учитывается режим использования потребителями различных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков загрузки потребителей).
22.03.99 г. третье лицо, Открытое акционерное общество "Л", направило в РЭК Липецкой области исходные материалы по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию на 8 месяцев 1999 г., выполненные в соответствии с Методическими указаниями, для рассмотрения и утверждения РЭК Липецкой области. При этом данные, сведенные в таблицу N 26, третьим лицом не могли быть представлены, так как не учитывали показателей оптовых потребителей-перепродавцов (д. N 167/11, л.д. 81-143).
Учитывая, что в соответствии с п. 20 "Основных положений ценообразования...", а также "Особенностей формирования тарифов на оптовую куплю-продажу электрической и тепловой энергии между энергоснабжающими организациями (продавцами и покупателями), утвержденными протоколом Правления ФЭК РФ от 19.08.97 г. N 108, регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится с учетом условно-постоянных затрат и прибыли оптовых потребителей перепродавцов системы жилищно-коммунального хозяйства, все окончательные расчеты тарифов на электроэнергию для потребителей области, в том числе и для ОАО "Н", выполняет РЭК.
В соответствии с п.п. 23-32 Методических указаний предусмотрен следующий порядок расчета тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям: определяется потребность электроснабжающей организации в финансовых средствах на деятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии и мощности (п. 23), рассчитывается средний тариф на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающей организацией потребителям региона (п. 24), производится расчет дифференцированных (двух и одноставочных тарифов на электрическую энергию по категориям, группам и отдельным потребителям (п.п. 26-29), в случае принятия РЭК решения об установлении для отдельных потребителей или иных групп тарифов, уменьшенных против рассчитанных по п.п. 26-29 Методических указаний, производится перераспределение соответствующей суммы средств на других потребителей (п. 30).
В соответствии с п. 7 раздела второго Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4.02.97 г. N 121 в целях обеспечения объективности оценки представленных предположений и обоснованности расчетов РЭК или организация электроэнергетики может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется членам комиссии до принятия ими решения об установлении и сроках введения тарифов на электрическую и тепловую энергии.
Однако, в нарушение указанных норм, ответчиком не представлен расчет тарифов, который должен быть направлен на рассмотрение экспертной группы.
Даже если согласиться с доводом ответчика о том, что произведенным расчетам выступает экспертное заключение, оснований считать его экономически обоснованным у суда не имеется, поскольку в качестве исходных данных последним были приняты не сведения, представленные энергоснабжающей организацией 22.03.99 г. (реальные затраты энергоснабжающей организации по производству, передаче и распределению электрической энергии), а выведенные расчетным путем с применением индексации данные, указанные в экспертном заключении по регулированию тарифов с 1.04.97 г. по 1.01.98 г. (см. например, "Смета затрат на производство электрической и тепловой энергии"), при этом РЭК не представлено доказательство того, что именно такой порядок расчета тарифов соответствует действующему законодательству (д. N 167/11, л.д. 30, д. N 90/10, 4 том, л.д. 32-53).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.97 г. N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" предусмотрено до конца первого полугодия 1998 г. установление тарифов для населения не ниже 50% средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220В, до конца первого полугодия 1999 г. установление тарифов для этой группы потребителей не ниже 75% средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220В и до конца первого полугодия 2000 г. установление тарифов на электрическую энергию не ниже 100% средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220В.
Постановлением Правительства РФ от 7.12.98 г. N 1444 установлены с 1.01.99 г. предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов РФ (для Липецкой области предусмотрен минимальный уровень тарифа (не менее 50% фактической стоимости энергии) в размере 22 коп. за кВт, а максимальный уровень тарифа - в размере 46 коп. за кВт ч.). Пунктами 2, 3 названного постановления Правительство РФ обязало региональные энергетические комиссии субъектов РФ утвердить тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением соответствующих субъектов РФ в рамках установленных постановлением их предельных уровней с обязательным введением их в действие с 1.01.99 г., полученные же от повышения данных тарифов средства использовать на снижение тарифов на электрическую энергию для других групп потребителей, в первую очередь промышленности.
В нарушение вышеназванных норм, РЭК Липецкой области своими решениями (протоколы заседаний от 10.02.99 г. N 1 и от 21.05.99 г.) утвердила тарифы с 1.05.99 г., а не с 1.01.99 г. для населения в размере 22 коп. за кВт ч. и увеличила данный тариф до 30 коп. за кВт с 1.03.2000 г (см. протокол N 7 от 23.12.99 г.), что составило 47% от средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220В (д. N 90/10, 1 том, п.д. 55-59, 2 том, п.д. 75-79,92).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.99 г. N 1037 утверждена "Программа мер по поэтапной отмене льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 31.12.2000 г.", согласно которой для данной группы потребителей установлен льготный тариф в размере не ниже 60% среднего тарифа на электрическую энергию, действующего в регионе для собственных потребителей на 2000 г. льготный тариф в размере 80% среднего тарифа на электрическую энергию, действующий в регионе для собственных потребителей и с 1.01.2001 г. переход на полную оплату потребляемой электрической энергии. По расчетам ОАО "Л" (таблица N 20 к материалам от 22.03.99 г.) средний опускной тариф на электрическую энергию для потребителей на 1999 г. составил примерно 26 коп. за кВт ч., а прогнозируемый на 2000 г. - 30 коп. за кВт ч. Протоколом заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. N 3 установлен для сельскохозяйственных потребителей тариф в размере 15 коп. за кВт ч., что составляет около 58% от среднего тарифа на 1999 г., а утвержденный РЭК Липецкой области с 1.03.2000 г. - в размере 21 коп. за вВт ч. (протокол заседания РЭК N 7 от 23.12.99 г.) составит примерно 70% от среднего тарифа на 2000 г. (д. N 167/11, л.д. 81, 135).
Кроме того, в нарушение ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании...", РЭК протоколом N 3 от 21.05.99 г. установлены льготные тарифы для: религиозных объединений, предприятий народных художественных промыслов, обществ инвалидов (д. N 167/11, л.д. 43; д. N 90/10, л.д. 8-/4).
Довод ответчика о том, что для этой группы потребителей льготные тарифы предусмотрены действующим законодательством, являются безосновательными.
Так, в соответствии со ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 г. N 7-ФЗ и редакции ФЗ от 26.11.98 г. N 174-ФЗ, со ст.5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ, со ст. 4 ФЗ "О народных художественных промыслах" от 6.01.99 г. N 7-ФЗ" органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать названным потребителям экономическую поддержку в различных формах, в том числе посредством установления иных льгот, при этом определяя их источники финансирования. Однако, такое право представлено органам государственной власти (по Уставу Липецкой области, утвержденному решением Областного Совета депутатов от 1.12.94 г., в редакции от 12.02.99 г. - Областному собранию депутатов (ст. 10), а не органу исполнительной власти, каким является Региональная энергетическая комиссия (д. N 90/10, 1 том, л.д. 107).
В судебном заседании представители сторон подтвердили отсутствие актов органа государственной власти, предусматривающих предоставление льготных тарифов для названной группы потребителей.
С учетом вышеизложенных обстоятельствах следует признать, что установление тарифов на электрическую энергию для ОАО "Н" произведено с нарушением действующего законодательства, что в свою очередь, повлекло изъятие дополнительных средств у истца в пользу третьих лиц. Таким образом, допущено нарушение его гражданских (имущественных) прав.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании подпункта 2.2 пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО "Н" (п. 3 приложения N 8) является обоснованным, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению.
Согласно п.п. 5.2 протокола N 7 заседания РЭК Липецкой области от 23.12.99 г. принято к сведению, что в соответствии с расчетами при условии повышения с 1.03.2000 г. тарифов на электрическую энергию для населения и сельхозпроизводителей действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию для остальных потребителей обеспечивают самофинансирование ОАО "Л" и оптовых потребителей-перепродавцов (д. N 90/10, 1 том, л.д. 56).
Из анализа указанного пункта протокола N 7 от 23.12.99 г. следует, что РЭК произвела регулирование тарифов на 2000 г. для потребителей Липецкой области и установила с 1.03.2000 г. тарифы для населения и сельхозпотребителей, а для остальных потребителей, в том числе ОАО "Н" оставила в силе ранее утвержденные протоколом N 3 от 21.05.99 г. тарифы на 1999 г.
В вышеизложенной мотивировочной части решения от 10.11.2000 г. арбитражным судом Липецкой области подпункт 2 пункта 2 протокола заседания РЭК Липецкой области N 3 от 21.05.99 г. признан недействительным как не соответствующий требованиям закона и нарушающим права и законные интересы истца. Указанный вывод суда подтвержден постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 24.03.2000 г. N 15/2, признавшей пункт 5 протокола N 7 заседания РЭК от 23.12.99 г. противоречащим ст.2 ФЗ "О государственном регулировании..." от 14.04.95 г., постановлениям Правительства РФ от 26.09.97 г. N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию дня населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения", от 7.12.98 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, от 10.09.99 г. N 1037 "О программе мер по поэтапной отмене льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для организации агропромышленного комплекса на период от 31.12.2000 г., от 4.02.97 г. N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" (д. N 90/10, 2 том, л.д. 94, 95).
Кроме того, при принятии данного решения (протокол заседания РЭК Липецкой области от 13.12.99 г. N 7) ответчиком был нарушен п. 8 Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, обязывающий региональные энергетические комиссии в течение трех дней направить свое решение и протокол на регистрацию в Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации. Из ответа зам. председателя ФЭК от 25.01.2000 г. N KЯ-171/17 усматривается, что вышеуказанные документы в адрес ФЭК своевременно не направлены и регистрацию не прошли (д. N 90, 2 том, п.д. 115, 116).
Таким образом, отсутствие регистрации протокола заседания РЭК Липецкой области N 7 от 23.12.99 г. в ФЭК РФ является самостоятельным основанием для признания акта недействительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании подпункта 5.2 пункта 5 протокола N 7 заседания РЭК Липецкой области, устанавливающего тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2000 г. для ОАО "Н" недействительным является обоснованным, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению.
Что же касается требования истца о признании актов недействительными с момента их издания, суд полагает, что в этой части иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 АПК РФ по делу о признании недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа в резолютивной части решения должны содержаться: сведения о наименовании, номере, дате издания, других необходимых реквизитах акта и об органе, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части, иных сведений резолютивная часть решения по делам такой категории не содержит.
Поскольку ответчик в силу п.п. 1 п. 3 ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 37, 90, 91, 93, 124-127, 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать недействительным подпункт 2.2 пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для Открытого акционерного общества "Н".
В остальной части иска отказать.
Признать недействительным подпункт 5.2 пункта 5 Протокола N 7 заседания РЭК Липецкой области от 23.12.99 г. в части сохранения действующих тарифов для Открытого акционерного общества "Н".
В остальной части иска отказать.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Н" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 339 руб. 60 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 10 ноября 2000 г. N 90/10, 167/11
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании