Решение Усманского районного суда Липецкой области от 17 марта 2014 г. N 2-167/2014
Усманский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Ламонова А.В., при секретаре Порядиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Кузнецова В.П. к главе администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконными п. 1.2 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани" и постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года N 277, установил:
Кузнецов В.П. обратился в Усманский районный суд с иском к главе администрации городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области о признании незаконными п. 1.2 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани" и постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года N 277.
Из искового заявления следует, что решением N 2/9 от 17 ноября 2005 года Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области было принято Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани". Данный нормативно-правовой акт был опубликован в газете "Новая жизнь" от 28 ноября 2005 года. В соответствии с п. 1.2 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани" оно прекращает действие на территории г. Усмани, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, земельного налога и, таким образом, противоречит Федеральному закону. В п. 1.2 данного Положения указывается также на льготы по уплате земельного налога, однако их в тексте Положения нет, что ухудшает положение жителей г. Усмани. 01 января 2009 года вступило в силу постановление администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года N 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков", согласно которому кадастровая стоимость 1 кв. м. земель на территории г. Усмани Липецкой области значительно выше, чем в других районах Липецкой области и уступает только Елецкому району. При этом, в данном постановлении в нарушение ст. 35 ЗК РФ не учитывается то, что территория города Усмани Липецкой области заражена радиоактивными отходами катастрофы Чернобыльской АЭС.
Определением Усманского районного суда от 22 января 2014 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Липецкой области.
Определениями Усманского районного суда от 11 февраля 2014 года исковые требования Кузнецова В.П. к администрации Липецкой области о признании незаконным постановления от 10 октября 2008 года N 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" были выделены в отдельное производство и переданы по подсудности для рассмотрения по существу в Липецкий областной суд, а также произведена замена ненадлежащего ответчика администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области на надлежащего - Совет депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области.
В судебном заседании истец Кузнецов В.П. дополнил заявленные исковые требования и окончательно просил суд признать незаконными п. 1.2 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани", принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года N 2/9 и временный Регламент Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года N 1/3, поддержал данные исковые требования, дав суду пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, но предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просил суд отказать Кузнецову В.П. в удовлетворении его исковых к Совету депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области, ссылаясь на то, что ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 12 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений. Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. Именно в целях реализации вышеназванной нормы права сессией Совета депутатов г. Усмани 17 ноября 2005 года за N 2/9 было принято Положение "О земельном налоге на территории города Усмани". Таким образом, Положение принято в рамках компетенции органа местного самоуправления поселения. На федеральном уровне ст.ст.391 и 395 НК РФ определены соответствующие категории лиц, имеющих право на получение льгот по земельному налогу. К ним относится категория граждан, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Оспариваемое истцом положение не ущемляет права и законные интересы данной категории граждан.
Суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области.
Выслушав истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в судебное заседание материалов следует, что решением N 2/9 от 17 ноября 2005 года Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области было принято Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани", которое было опубликовано в печатном издании Усманского района - "Новая жизнь" 29 ноября 2005 года N 146. Решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от 23 ноября 2010 года N 9/33 в Положение были внесены изменения, вступающие в силу 01 января 2011 года.
Согласно пп. 1.1, 1.2 и 6.1 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани" оно разработано в соответствие с главой 31 НК РФ, устанавливает, вводит в действие и прекращает действие на территории г. Усмани земельного налога, обязательного к уплате на данной территории. Положение определяет налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты земельного налога, который вводится в действие на территории г. Усмани с 01 января 2006 года.
Решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года N 1/3 был утвержден временный Регламент Совета депутатов г. Усмани.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как следует из ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании 387 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущено слово. Имеется в виду "На основании статьи 387 Налогового кодекса РФ"
Как следует из ст.ст. 15 и 387 НК РФ, земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
Таким образом, земельный налог обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми НК РФ плательщиками земельного налога. На территории Усманского района Липецкой области земельный налог введен Положением "О земельном налоге на территории г. Усмани" с 01 января 2006 года.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В связи с вышеизложенным, Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани", принятое решением N 2/9 от 17 ноября 2005 года Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства на территории города Усмани Липецкой области. На данное Положение распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный ст. 5 НК РФ.
Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани", опубликованное в печатном издании Усманского района - "Новая жизнь" 29 ноября 2005 года N 146, вступило в законную силу с 01 января 2006 года, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 5 НК РФ.
Исходя из положений ч. 4 ст. 12 НК РФ, местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с ч. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани" не отменяет данную льготу.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Усманского районного суда от 05 февраля 2013 года по гражданскому делу N 2-94/2013 г., вступившим в законную силу 27 марта 2013 года, Кузнецову В.П. было отказано в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Усманского района Липецкой области о признании незаконными действий по фактам проведения неполной проверки доводов его жалобы от 03 ноября 2012 года об обоснованности взимания с истца земельного налога, правильности определения кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Усмани и обязании ответчика провести полную проверку указанных фактов. При рассмотрении данного гражданского дела было установлено, что в ответах прокурора истцу на его заявления было разъяснено, что в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Кузнецову В.П. были разъяснены порядок и сроки предоставления вышеуказанной льготы. Прокуратурой Усманского района была дана правовая оценка решений Усманского городского Совета депутатов от 17 ноября 2005 года N 2/9 и от 30 октября 2008 года N 24/169, которыми утверждено Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани", со ссылками на положения ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст.ст.12, 31 и 387 НК РФ и с выводами о том, что нарушений действующего законодательства при принятии решения об утверждении вышеуказанного Положения не выявлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в судебное заседание не были представлены доказательства несоответствия оспариваемого нормативно-правового акта о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ в соответствии с основаниями, предусмотренными ст. 6 НК РФ и иному действующему законодательству РФ, а также несоответствия оспариваемого нормативно-правового акта временного Регламента Совета депутатов городского поселения г. Усмани действующему законодательству РФ.
Напротив, из представленных ответчиком материалов следует, что Положение "О земельном налоге на территории г. Усмани", принятое решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года N 2/9, и временный Регламент Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятый решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года N 1/3, изданы органом - Советом депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области - в легитимном составе, имеющим в соответствии с НК РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право издавать подобного рода акты, а также без нарушения установленного порядка издания таких актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд решил:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В.П. к Совету депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области о признании не соответствующими законодательству п. 1.2 Положения "О земельном налоге на территории г. Усмани", принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года N 2/9 и временного Регламента Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года N 1/3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Усманский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий |
А.В. Ламонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 17 марта 2014 г. N 2-167/2014
Текст решения официально опубликован не был