Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2020 N 713-р
Отраслевая программа
"Развитие транспорта Красноярского края на 2021-2023 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие транспорта Красноярского края на 2021-2023 годы" (далее - программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство транспорта Красноярского края |
Орган исполнительной власти Красноярского края, реализующий программу |
министерство транспорта Красноярского края |
Цель программы |
комплексное развитие транспорта Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах |
Задачи программы |
совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона; обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта; повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края; повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородние и международные пассажирские перевозки: Красноярская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"; АО "Краспригород". Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта: ГПКК "Краевое АТП"; МП "Гортранс"; МП города Красноярска "КПАТП N 5"; МП г.Красноярска "КПАТП-7"; МУП "НПОПАТ"; ООО "Норильскпромтранспорт" Деятельность водного транспорта: АО "ЕРП"; АО "ПассажирРечТранс" Деятельность воздушного и космического транспорта: АО "КрасАвиа"; ООО "АэроГео"; АО "Норильск Авиа". Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность: Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского; АО "КрасАвиаПорт"; ООО "Аэропорт "Норильск"; АО "КРП"; АО "Лесосибирский порт"; "Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"; ООО "Нортранс-Норильск" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
в период реализации программы к 2023 году по сравнению с 2019 годом ожидается значение следующих показателей: показатели развития отрасли, вида экономической деятельности: объем перевезенных грузов увеличится до 156,5 млн тонн, или на 14,3%; количество перевезенных пассажиров снизится до 235,8 млн пассажиров, или на 3,6%. Целевые показатели: объем оказанных транспортных услуг увеличится до 318 520,8 млн рублей, или на 29,9%; среднемесячная заработная плата увеличится до 63,5 тыс. рублей, или на 10,3%; налоговые поступления увеличатся до 12,7 млрд рублей, или на 17,7% |
Сроки реализации программы |
2021-2023 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс Красноярского края, сохраняя свое системообразующее значение для региона и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач Красноярского края, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий Красноярского края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории Красноярского края, а также отдаленные северные районы и районы нового освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах и районах нового освоения являются существенными ограничителями в развитии Красноярского края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2019 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 81,2 тыс. человек, или 8,6% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 55,1 млрд рублей, или 14,3% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2019 году, составил 245,1 млрд рублей, что на 8,0% больше чем в 2018 году.
В 2019 году объем перевезенных грузов составил 136,9 млн тонн. Основные объемы грузовых перевозок в Красноярском крае приходятся на автомобильный (55,2%) и на железнодорожный (40,8%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2018 году количество перевезенных пассажиров составило 243,1 млн человек. В 2019 году - 244,6 млн человек, из них 217,3 млн человек, или 88,9% перевезено автомобильным транспортом, 15,0 млн человек, или 6,1% перевезено городским электрическим транспортом, 8,1, 3,5 и 0,7 млн человек, или 3,3%, 1,4% и 0,3% железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
В прогнозируемом периоде в целом ожидается снижение количества перевезенных пассажиров.
Одной из основных проблем автотранспортного комплекса является убыточность перевозок пассажиров по ряду объективных причин:
активная автомобилизация населения;
увеличение объемов услуг легкового такси.
Кроме того, регулярно увеличиваются цены на топливо, автошины, запасные части, электрическую и тепловую энергии.
Объем услуг, оказанный основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2019 году составил 106,1 млрд рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "РЖД";
АО "Краспригород";
ГПКК "Краевое АТП";
МП "Гортранс";
МП города Красноярска "КПАТП N 5";
МП г. Красноярска "КПАТП-7";
МУП "НПОПАТ";
ООО "Норильскпромтранспорт";
АО "ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского;
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "КРП";
АО "Лесосибирский порт";
"Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
ООО "Нортранс-Норильск".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Красноярская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД". Дорога проходит по территории 4 субъектов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, эксплуатационная длина 3 158 км. Протяженность железной дороги по краю 2 066,5 км.
Всего на дороге 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск - Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 8 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги; 5 производственных участков по ремонту тягового подвижного состава; 3 эксплуатационных вагонных депо.
Особая роль в транспортном обеспечении отведена проекту "Городская электричка", реализация которого предусмотрена в соответствии с соглашением между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и филиалом ОАО "РЖД" от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска". Указанный проект реализуется АО "Краспригород", в рамках которого в период 2020-2021 годов запланировано строительство остановочного пункта Шумково, реконструкция платформы на остановочном пункте Мясокомбинат, а также планируется ввод в эксплуатацию построенных остановочных пунктов Металлургов и Сады-2.
В декабре 2020 года завершится реализация совместного мероприятия АО "Краспригород" и Сбербанк России - эквайринг "Сбер", направленного на повышение качества обслуживания пассажиров. Непосредственно в пути следования станет возможной безналичная оплата проезда по банковской карте, с функцией отложенного платежа в условиях отсутствия стабильной интернет-связи. Разъездные кассиры АО "Краспригород" будут оснащены терминалами, которые предоставит банк.
Кроме того, завершается реализация возможности оформления абонементных билетов в мобильном приложении АО "Краспригород".
В 2021 году АО "Краспригород" запланировано приобретение новых онлайн-касс, с интегрированными в них эквайрингом "Сбер" и программным обеспечением для считывания транспортной карты Красноярска, что также направлено на повышение клиентоориентированности и улучшение условий труда разъездных кассиров (вместо трех устройств кассиры будут использовать одно). АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
АО "Краспригород" реализуются мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
Практически все пункты продажи пригородных проездных документов (90%) оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
АО "Краспригород" намерено продолжить работу по реализации намеченного направления деятельности - организации внутригородских перевозок в рамках развития проекта "Городская электричка". Для удобства пассажиров планируется обеспечить внедрение гибкой системы скидок, новых сервисов в обслуживании, внедрение эффективного канала продаж проездных документов - мобильное приложение, выявлять предпочтения путем проведения маркетинговых исследований.
В 2018 году в целях проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске филиалом ОАО "РЖД", за счет своей инвестиционной программы приобретено 5 электропоездов серии ЭПЗД. Предоставление в аренду электропоездов АО "Краспригород", для эксплуатации в границах дороги при организации пригородных перевозок на территории Красноярского края взамен выбывающего парка позволило в полной мере исключить недостаток в подвижном составе до 2020 года.
Вместе с тем, в 2021 году для Красноярского края остается актуальным вопрос обновления подвижного железнодорожного транспорта пригородного сообщения.
Для перевозок на территории Красноярского края в объемах, соответствующих комплексному плану транспортного обслуживания населения Красноярского края на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденному распоряжением Правительства Красноярского края от 24.05.2016 N 384-р, АО "Краспригород" эксплуатируется 27 составов электропоездов (182 вагона) собственности филиала ОАО "РЖД" на праве хозяйственного ведения. Кроме того, арендуется 3 электропоезда (30 вагонов), находящихся в собственности Красноярского края и закрепленные за ГП КК "ЦТЛ" на праве хозяйственного ведения. Общий эксплуатируемый парк в количестве 30 поездов (212 вагонов) в полной мере соответствует потребности для организации перевозок по территории Красноярского края.
В период с 2020 по 2021 год списанию по причине окончания срока эксплуатации подлежат 5 составов (32 вагона) серии ЭР9ПК.
Резерв для замены выбывающих электропоездов других серий отсутствует, ввиду использования всего приписного парка Красноярской железной дороги, пригодного для эксплуатации в пригородных перевозках. Восполнение парка необходимо для полноценного исполнения существующей программы перевозок железнодорожным транспортом на территории Красноярского края.
Приобретение подвижного состава планируется осуществить силами ОАО "РЖД" с последующей передачей их в аренду для эксплуатации АО "Краспригород".
В целях достижения обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения, продолжается предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в связи государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 3-4 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот АО "ЕРП" - это 460 судов общей грузоподъемностью около 650 тыс. тонн.
АО "ЕРП" располагает судостроительными и судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: порядка 7 тыс.км, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
АО "ПассажирРечТранс", начиная с 2006 года, является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в Красноярском крае, исполнителем программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, субсидируемой из краевого бюджета.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть-Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, кроме того, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 40 единиц флота, 9 из которых арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизного туризма, прогулочных рейсов) напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В настоящее время особо острым вопросом развития внутреннего водного транспорта региона остается необходимость обновления флота.
В рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п предусмотрены средства на возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга) в объеме: 187 746,0 тыс. рублей в 2020 году, 319 538,0 тыс. рублей в 2021 году, 285 731,0 тыс. рублей в 2022 году.
В течение 2019 года осуществлялось взаимодействие Правительства Красноярского края с рядом отраслевых предприятий, проектантов, судостроительных верфей в части определения технических решений по строительству 2 судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей. В декабре 2019 года объявлен конкурс на постройку 2 (двух) пассажирских судов смешанного (река-море) плавания, по итогам конкурса в апреле 2020 года, выбран завод-изготовитель судов (г.Санкт-Петербург) и лизинговая компания. При своевременном финансировании передача судов в лизинг планируется: 1 ед. - до 15.02.2024; 1 ед. - до 15.02.2025.
Обновление будет завершено после прибытия новых теплоходов в г. Красноярск.
Прочий сухопутный пассажирский транспорт представлен ГПКК "Краевое АТП"; МП "Гортранс"; МП города Красноярска "КПАТП N 5"; МП г.Красноярска "КПАТП-7"; МУП "НПОПАТ"; ООО "Норильскпромтранспорт". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 130 маршрутов, из них 74 межмуниципальных маршрутов междугородного сообщения; 56 межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения.
В настоящее время перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 45 перевозчиков: 10 - государственные (муниципальные) перевозчики, 35 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 77,8%.
МП "Гортранс" города Красноярска осуществляет регулярные перевозки в городском сообщении трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 51,2 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 38 трамвайных вагонов. Кроме того, эксплуатируются 97 пассажирских троллейбуса со среднесуточным выпуском на линию 59 единиц. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 133,9 км.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию;
деятельность пассажирского воздушного транспорта;
деятельность грузового воздушного транспорта.
АО "КрасАвиа" в основном выполняет социально значимые пассажирские перевозки и авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, преимущественно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
ООО "АэроГео" выполняет муниципальные перевозки пассажиров в Енисейском районе, срочные санитарные рейсы, коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, авиационные работы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, а также осуществляет строительство и эксплуатацию посадочных площадок. В настоящее время ООО "АэроГео" занимает одну из лидирующих позиций на территории Красноярского края по оказанию услуг с использованием вертолетов и легких самолетов.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выполняет перевозку пассажиров на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность представлена: Международным аэропортом Красноярск имени Д.А.Хворостовского, АО "КрасАвиаПорт", АО "КРП", АО "Лесосибирский порт", ООО "Аэропорт Норильск", филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ООО "Нортранс-Норильск".
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема/отправки воздушных судов, обслуживанию пассажиров и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в международном аэропорту Красноярск.
Новый пассажирский терминал Красноярского аэропорта, введенный в эксплуатацию в конце 2017 года, оснащен технологичным современным оборудованием, что обеспечивает комфорт и безопасность при обслуживании пассажиров. Терминал обладает пропускной способностью - от 2,5 млн пассажиров в год с возможностью модульного расширения до 5 млн пассажиров в год.
За 2019 год Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского обслужил 2,6 млн пассажиров. Из них полеты на внутренних линиях совершили 2,0 млн, а на международных - более 507 тыс. человек. Транзитный пассажиропоток увеличился на 23% и составил 86,2 тыс. человек.
В результате приватизации государственное предприятие Красноярского края "Авиапредприятие Черемшанка" 01.03.2018 преобразовано в АО "КрасАвиаПорт", владельцем 100% акций которого является Красноярский край. Основным видом деятельности АО "КрасАвиаПорт" является аэропортовая, дополнительном видом деятельности наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Основными потребителями услуг являются АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", выполняющие социально значимые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности региона, а также другие авиакомпании, осуществляющие регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки.
В настоящее время остро стоит вопрос реновации парка воздушных судов, эксплуатируемых на местных воздушных линиях. Основу парка воздушных судов в сегменте внутрирегиональных перевозок составляют самолеты типа Ан-24, Ан-26, которые физически и морально устарели, и требуется их замена. В связи с этим рассматривается возможность приобретения региональных самолетов типа ATR-72-500.
Обновление парка воздушных судов позволит:
повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров;
развивать коммуникации с соседними регионами, в том числе в рамках проекта "Енисейская Сибирь";
способствовать развитию хаба в Международном аэропорту Красноярска имени Д.А.Хворостовского совместно с ПАО "Аэрофлот" и АО "Авиакомпания "НордСтар";
приступить к реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с которым поставлена задача расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
ООО "Аэропорт Норильск" располагается на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова в 52 км от промышленного и индустриального центра г.Норильск с его градообразующим стратегическим предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель" и является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. Аэропорт является единственным транспортным узлом, который обеспечивает круглогодичное сообщение с краевым центром и другими регионами Российской Федерации.
ООО "Аэропорт Норильск" осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее, высокотехнологичное оборудование. Четыре авиакомпании связывают регулярными воздушными линиями аэропорт Норильск с 14 населенными пунктами Российской Федерации.
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярья обеспечивает "Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3500 км, с запада на восток - 1250 км. Филиал обслуживает огромную площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыву.
В настоящее время филиал насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из самых молодых предприятий Красноярского края. Тем не менее, оно является наиболее динамично развивающимся и перспективным в деле освоения новой техники и технологии.
Филиал обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс общей протяженностью более 60 тыс. км. Кроме того, в зону ответственности филиала входят более 290 местных воздушных линий общей протяженностью более 60 тыс.км.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием, и осуществляет свою деятельность, оказывая услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделениям Заполярного филиала компании, дочерним и зависимым обществам, а также внешним потребителям и физическим лицам.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в следующих речных портах.
АО "Лесосибирский порт" - основной специализацией является погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
АО "Лесосибирский порт" добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "КРП" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт расположен в промышленном центре региона - г.Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
Красноярский речной порт является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта составляет 1280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1958,7 погонных метров, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. Среди регионов России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 257,4 км, из них 9 665,6 км краевых дорог (68,10%) находятся в удовлетворительном состоянии и отвечают нормативным требованиям.
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли Красноярского края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края, в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
Ожидаемыми результатами реализации программы является достижение следующих показателей к 2023 году:
объем перевезенных грузов до 156,5 млн тонн;
количество перевезенных пассажиров до 235,8 млн пассажиров;
объем оказанных транспортных услуг до 318 520,8 млн рублей;
налоговые поступления до 12,7 млрд рублей;
среднемесячная заработная плата до 63,5 тыс. рублей.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
Реализация мероприятий программы сопряжена следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращении объемов финансирования отрасли;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, осуществляющие подготовку специалистов по отрасли транспорта, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
реализация мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п;
финансовое обеспечение части затрат в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на обеспечение повышения уровня экономической связанности Красноярского края с другими субъектами Российской Федерации, в рамках проекта "Енисейская Сибирь";
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории края, в том числе за счет внедрения оплаты проезда банковскими картами, осуществляется в рамках Закона Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта";
организация работы по началу строительства участка первой линии метрополитена в г. Красноярске.
Задача 2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
реализация проекта по обновлению самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществляется в рамках транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года, утвержденной приказом министерства от 09.01.2018 N 6/2-Н;
обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам междугороднего и пригородного сообщения, осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением N 510-п;
финансовое обеспечение части затрат на поддержание летной годности воздушных судов в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
Задача 3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края:
приобретение специальных автобусов, оборудованных для людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п.
Задача 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края:
финансирование мероприятий муниципальных образований Красноярского края, направленных на повышение безопасности дорожного движения в рамках подпрограммы "Региональные проекты в области дорожного хозяйства, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
В целях обеспечения транспортной доступности населения министерство транспорта Красноярского края:
1. Предоставляет субсидии на:
компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов:
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока;
финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
финансовое обеспечение затрат на ремонт флота;
возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети";
финансовое обеспечение части затрат на поддержание летной годности воздушных судов;
возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей, на условиях финансовой аренды (лизинга);
возмещение недополученных дохода от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров;
реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения;
2. Предоставляет субвенции муниципальным образованиям для осуществления государственных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим поселения, расположенные в границах муниципального района, с его административным центром, находящимся на территории соответствующего городского округа (в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок").
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2021-2023 годов в отрасли будут реализовываться крупнейшие инвестиционные проекты региона.
Проект "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет" является федеральным проектом и реализуется совместно с ОАО "РЖД". Данный проект реализуется на территориях четырех субъектов Российской Федерации: Красноярский край, Республика Хакасия, Кемеровская область и Иркутская область. Развитие участка продиктовано необходимостью увеличения пропускных способностей на стратегически важном железнодорожном направлении Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. Линия Междуреченск - Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи четырех регионов: Красноярского края, Республики Хакасия Кемеровской и Иркутской областей, а также максимально задействована в перевозках транзитных грузов, позволит разгрузить железнодорожный трафик через узловые станции в г. Красноярске и пригороде, создаст условия для увеличения скорости движения поездов и, как следствие, снизит сроки перевозки и доставки грузов, а также создаст возможность развития инфраструктурных промышленных объектов по освоению новых месторождений полезных ископаемых на юге Красноярского края и Республике Тыва. Проект реализуется в рамках транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года, утвержденной приказом министерства от 09.01.2018 N 6/2-Н.
В 2021 году заканчивается реализация проекта "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет".
Комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь" на территории Красноярского края утвержден распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг в целях активизации социально-экономического развития Красноярского края, снятия инфраструктурных ограничений и ускорения экономического роста, роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест и роста реальных денежных доходов населения Красноярского края.
В перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в составе комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" на территории Красноярского края входит Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино, строительство автодорожного моста через р. Енисей в районе п.Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края, создание международного транспортно-логистического и производственного хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка.
Комплексный инвестиционный проект "Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино" является действующим проектом в соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг "О реализации комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" на территории Красноярского края".
Цель проекта - создание инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в этом регионе, а также на юге Красноярского края, в том числе обеспечения доступа к крупнейшему в мире Элегестскому месторождению угля. Общая стоимость которого составляет 126 560 млн рублей, реализация проекта планируется исключительно за счет внебюджетных источников.
Реализация данного проекта обеспечит рабочие места для населения южных территорий Красноярского края. В период строительства в южных районах Красноярского края будет создано 10 тыс. рабочих мест и 1500 - в процессе эксплуатации, а также сотни сопутствующих рабочих мест в социальной сфере и сфере услуг.
Строительная длина дороги составляет 410 км. Предусмотрено строительство 7 станций и 13 разъездов, протяженность станционных путей 127 км. Объект включает 678 искусственных сооружений, в том числе 127 мостов и 8 тоннелей.
В рамках реализации федерального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста", включенного в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р, предусматривается строительство автодорожного моста через р. Енисей в районе п.Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края. Срок реализации проекта 2020-2023 годы, также он включен в состав комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь".
В настоящее время автодорожные системы Северо-Енисейского района, а также северо-западной его части оторваны от автодорожной сети края двумя крупнейшими водотоками - реками Енисей и Ангара.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются с использованием паромных и ледовых переправ через р. Енисей, бесперебойное движение транспорта по которым невозможно в течение периода ледохода - ледостава, в связи с чем ежегодно в течение 3 месяцев (осенью и весной) северные районы края лишаются автотранспортного доступа в центральные районы, что негативно влияет как на социальную обстановку территории, так и на перспективы ее экономического развития.
Строительство автодорожного моста через р. Енисей позволит обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами края Северо-Енисейского района, который при всей своей инвестиционной привлекательности значительную часть года является труднодоступным для автомобильного транспорта.
Строительство моста может послужить началом автодорожного развития Ангарского правобережья, а также создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами (прежде всего Мотыгинским по маршруту Высокогорский - Партизанск - Раздолинск, а через него - с Богучанским и Кежемским).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", утвержден федеральный проект "Чистый воздух" национального проекта "Экология", в рамках которого первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края утвержден региональный проект "Чистый воздух" от 11.12.2018.
Национальный проект "Экология" утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018.
В рамках регионального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология", предусматривающего решение экологических вопросов, в том числе за счет решения транспортных проблем г.Красноярска, в 2019 году выделены межбюджетные трансферты на развитие метрополитена бюджету Красноярского края в размере 1 млрд рублей.
В настоящее время между заказчиком и подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту, включающее изменение технического задания в части деления Первого этапа строительства объекта на три отдельных подэтапа: подготовительный период, основной период, благоустройство.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 N 1006 "О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации" в рамках отдельного контракта предусмотрено выполнение работ по переносу инженерных сетей, демонтажу и разборке зданий и сооружений. Так, были внесены изменения в рамках действующей государственной программы Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" и предусмотрены краевые бюджетные средства в размере 137 млн рублей на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на подготовительный период строительства первой линии метрополитена в г.Красноярске.
По результатам открытых конкурентных процедур, определен победитель закупки - ООО "Проектно-Изыскательский Институт линейных газотранспортных объектов" (г.Санкт-Петербург). В настоящее время, заказчик в стадии заключения контракта. Работы должны быть выполнены в течение 2020-2021 года. Конечным результатом выполненных работ по указанному контракту (подэтапа подготовительный период) является проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
В 2021 году ожидается завершение рассмотрения документов ФАУ "Главгосэкспертиза России" и выдача заявителю сводного заключения государственной экспертизы.
Информация об инвестиционных проектах представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
В период реализации программы к 2023 году планируется увеличение следующих показателей:
объем оказанных транспортных услуг до 318 520,8 млн рублей, или на 29,9% к уровню 2019 года;
объем перевезенных грузов до 156,5 млн тонн, или на 14,3% к уровню 2019 года;
налоговых поступлений до 12,7 млрд рублей, или на 17,7% к уровню 2019 года.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.