Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 05.10.2017 N 592-П
Государственная программа Красноярского края
"Энергоэффективность и развитие энергетики"
1. Паспорт государственной программы Красноярского края
Наименование государственной программы Красноярского края |
"Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р "Об утверждении перечня государственных программ Красноярского края" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (далее - министерство) |
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы |
подпрограммы государственной программы: 1. "Развитие электросетевого комплекса"; 2. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере"; 3. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия". отдельные мероприятия государственной программы: |
Цели государственной программы |
развитие энергетики опережающими темпами для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края |
Задачи государственной программы |
повышение надежности и качества электроснабжения потребителей Красноярского края; повышение эффективности энергоснабжения и потребления энергоресурсов на территории Красноярского края; разработка региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Красноярского края; обеспечение надежности тепло- и электроснабжения в г.Кодинске; создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий. |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2018- 2030 годы |
Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы |
Приложение к паспорту государственной программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы, в том числе по годам реализации государственной программы |
общий объем финансирования государственной программы в 2018- 2020 годах за счет всех источников составит 7 662 054,6 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 2 759 033,8 тыс. рублей; 2019 год - 2 452 210,4 тыс. рублей; 2020 год - 2 450 810,4 тыс. рублей. в том числе: средства краевого бюджета - 7 661 554,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 2 758 633,8 тыс. рублей; 2019 год - 2 452 110,4 тыс. рублей; 2020 год - 2 450 810,4 тыс. рублей. средства бюджетов муниципальных образований - 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 400,0 тыс. рублей; 2019 год - 100,0 тыс. рублей. |
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития в сфере энергетики с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края
Топливно-энергетический комплекс Красноярского края (ТЭК) является системообразующим звеном для экономики Красноярского края. Доля составляющих его видов деятельности (производство электрической энергии и тепловой энергии) в структуре валового регионального продукта на протяжении длительного периода времени остается на уровне 8 - 9%.
В общей занятости населения Красноярского края доля занятых в производстве электрической энергии и тепловой энергии составляет 5%. Численность занятых в данной отрасли составляет 3,7% (51,8 тыс. человек).
Суммарная установленная мощность энергетических станций Красноярского края составляет 18,1 ГВт, что обеспечивает Красноярскому краю одну из лидирующих позиций в Российской Федерации. По объему отгруженных товаров Красноярский край занимает четвертое место в энергетической отрасли Российской Федерации. Доля Красноярского края по объему производства электрической энергии составляет 6,5% от общей выработки электрической энергии Российской Федерации (68,9 млрд кВт.ч).
Основными организациями, определяющими тенденции и показатели развития энергетики Красноярского края, являются:
филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Красноярского края и Республики Тыва" (далее - филиал АО "СО ЕЭС" Красноярское РДУ);
филиал "Красноярская ГЭС" акционерного общества "ЕвроСибЭнерго",
публичное акционерное общество "Богучанская ГЭС" (далее - ПАО "Богучанская ГЭС"),
филиал "Березовская ГРЭС" публичного акционерного общества "Юнипро" (далее - филиал "Березовская ГРЭС"ПАО "Юнипро"),
акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания",
филиал ПАО "ОГК-2" - Красноярская ГРЭС-2,
филиал публичного акционерного общества "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири,
филиал публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Красноярскэнерго" (далее - ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"),
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КрасЭКо"),
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" (акционерное общество "Енисейская ТГК (ТГК-13)",
Красноярская железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт".
Энергосистема Красноярского края входит в состав Объединенной энергосистемы Сибири (далее - ОЭС Сибири).
Функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Красноярского края осуществляет филиал АО "СО ЕЭС" Красноярское РДУ.
Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" Красноярское ПМЭС - предприятие, осуществляющее функции управления Единой национальной (общероссийской) электрической сетью на территории Красноярского края. В эксплуатации филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Красноярское ПМЭС находятся воздушные линии класса 110-220-500-1150 кВ протяженностью 7017,95 км в одноцепном исчислении, 32 подстанции напряжением 220-500-1150 кВ суммарной установленной трансформаторной мощностью 14794,6 МВА.
Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" - крупнейшая региональная энергетическая компания, осуществляющая транспорт и распределение электроэнергии по электрическим сетям 0,4-6(10)-35-110 кВ на территории Красноярского края. В эксплуатации и обслуживании филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" находятся воздушные линии 0,4-6-10-35-110 кВ протяженностью 43689,74 км и кабельные линии 0,4-6-10-110 кВ протяженностью 3345,57 км, 396 подстанций напряжением 35-110 кВ общей мощностью 7040,9 МВА и 9573 трансформаторные и распределительные подстанции напряжением 6-10 кВ.
Таблица N 1
Показатели производства и распределения электро- и тепловой энергии
|
Ед. измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Производство электроэнергии |
млрд кВт час |
57,847 |
56,703 |
61,442 |
65,225 |
68,939 |
Выработано ТЭС |
млрд кВт час |
34,414 |
36,635 |
33,786 |
33,863 |
34,576 |
Выработано ГЭС |
млрд кВт час |
23,433 |
20,068 |
27,656 |
31,362 |
34,362 |
Производство теплоэнергии |
млн Гкал |
47,70 |
48,60 |
46,55 |
45,26 |
44,0 |
Планируемые среднегодовые темпы прироста электропотребления на период 2018 - 2020 годов прогнозируются в пределах 3%.
В соответствии с инвестиционными проектами субъектов электроэнергетики в период 2018 - 2020 годов ввода новых генерирующих объектов в Красноярском крае не планируется.
Основные инвестиции в сфере энергетики в период 2018 - 2020 годов организациями планируется направить на техническое перевооружение, реконструкцию объектов энергетики края.
В рамках реализации инвестиционных проектов к 2019 году территориальными сетевыми организациями планируется ввести 599 км магистральных линий электропередачи и 2814 МВА мощностей трансформаторного оборудования.
Вместе с тем отсутствие комплексной государственной программы края в области энергетики и энергоэффективности обострило проблемы в данных сферах.
Значительный износ электросетевого хозяйства и высокая доля закрытых центров питания. Количество подстанций, имеющих возраст эксплуатации более 35 лет, составляет от 40 до 60%, воздушных линий возрастом более 40 лет - от 35% до 55%. Массовое старение и износ электросетевого оборудования опережает темпы реконструкции и технического перевооружения.
Так, в настоящий момент в Красноярском крае 98 подстанций напряжением 35 кВ и выше закрыты для технологического присоединения к электрическим сетям, из них 19 подстанций - в городе Красноярск.
Данный фактор негативно влияет на формирование стоимости технологического присоединения к электрическим сетям и сдерживает социально-экономическое развитие региона.
Электроснабжение потребителей 8 муниципальных образований (Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы), отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также 3 районов (Абанский, Ермаковский и Тасеевский), поселения которых удалены от централизованной системы энергоснабжения, осуществляется от стационарных дизельных электростанций.
Данный вид электроснабжения характеризуется большими потерями электроэнергии в распределительных сетях и трансформаторах, достигающими 20 - 30 процентов от общего объема электроэнергии, поступающего в распределительную сеть.
Износ электроустановок и оборудования дизельных электростанций составляет 70 процентов и более от балансовой стоимости. В замене нуждается 18 процентов электрических сетей, обеспечивающих подачу электрической энергии от дизельных станций. Кроме того, линии электропередачи в ряде отдаленных поселков, получающих электроэнергию от дизельных электростанций, имеют вставки различного сечения. Планово-профилактические ремонты из-за отсутствия запасных частей производятся несвоевременно.
Красноярский край один из немногих регионов страны, в котором до настоящего времени ограничено использование природного газа. Сейчас доминирующее положение в топливно-энергетическом балансе уголь занимает более 80%.
Развитие газификации в крае позволит не только значительно ускорить социально-экономическое развитие региона, но и положительно скажется на окружающей среде, экологической обстановке.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере энергетики, описание основных целей и задач программы, тенденции социально-экономического развития энергетики
3.1. Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, одним из основных приоритетов социально-экономического развития Красноярского края в 2010 - 2020 годах является развитие топливно-энергетического комплекса.
Стратегической целью развития энергетики Сибири на долгосрочную перспективу является эффективное использование существующего топливно-энергетического потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни населения регионов. Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики является энергетическая безопасность, энергоэффективная экономика, экономическая эффективность энергетики, рассматриваемая с позиций обеспечения интересов государства и бизнеса.
Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715, определено, что в сфере развития электросетевого комплекса приоритетными направления являются:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 1715" следует читать как "N 1715-р"
аудит состояния электросетевого комплекса и создания мониторинга распределительных электрических сетей с точки зрения обеспечения надежности и достаточности пропускной способности;
выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению электрических сетей, на основе обеспечивающих их надежное и эффективное функционирование новых электросетевых технологий и современного оборудования, соответствующего по своему уровню лучшим зарубежным образцам;
оптимизация конфигурации и повышение надежности системообразующих и распределительных электрических сетей в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы России.
Статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплено проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Энерго- и ресурсосбережение в рамках реализации задачи по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности являются важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Энерго- и ресурсосбережение достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам, основанным на внедрении наилучших доступных и инновационных технологий, и оптимизационным формам управления, а также повышением качества продукции, использованием международного опыта и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.
В рамках реализации задачи по обеспечению потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии определяются ожидаемой динамикой внутреннего спроса на нее, который будет существенно опережать рост спроса на первичные топливно-энергетические ресурсы.
При рассмотрении перспектив развития электроэнергетики необходимо учитывать следующие тенденции:
изменение географии электропотребления в регионе;
рост сезонных и суточных пиковых нагрузок;
развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов;
К числу основных проблем электроэнергетики относятся:
неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком полупиковых и пиковых маневренных электростанций;
снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;
длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;
низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в Единой энергетической системе России;
отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности;
недостаточность инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры с целью обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;
наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.
3.2. Целью государственной программы является:
развитие энергетики опережающими темпами для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края.
3.3. Достижение цели государственной программы осуществляется путем решения следующих задач:
3.3.1. Повышение надежности и качества электроснабжения потребителей Красноярского края.
В рамках решения данной задачи планируется реализация подпрограммы "Развитие электросетевого комплекса".
3.3.2. Повышение эффективности энергоснабжения и потребления энергоресурсов на территории Красноярского края.
В рамках решения данной задачи планируется реализация подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере".
3.3.3. Разработка региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Красноярского края.
В рамках решения данной задачи планируется реализация отдельного мероприятия "Подготовка основополагающих материалов для разработки программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Красноярского края на период 2019 - 2023 годы".
3.3.4. Обеспечение надежности тепло- и электроснабжения в г.Кодинске.
В рамках решения данной задачи планируется реализация отдельного мероприятия "Увеличение уставного капитала акционерного общества "КрасЭКо" на реконструкцию электрокотельной в г.Кодинске в целях обеспечения надежности тепло- и электросетевых комплексов".
3.3.5. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
В рамках решения задачи планируется реализация подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"
4. Прогноз конечных результатов реализации программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояние) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие в сфере энергетики, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Реализация государственной программы должна привести к повышению уровня надежности электроснабжения потребителей, устойчивому социально-экономическому развитию Красноярского края.
В результате реализации государственной программы к 2030 году должен сложиться качественно новый уровень состояния в сфере энергетики:
развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;
обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность;
формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики;
повышение надежности энергоснабжения и качества жизни населения на территориях Красноярского края, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;
создание и развитие газовой инфраструктуры на территории Красноярского края.
Перечень целевых показателей результативности программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы предоставлен в приложении к паспорту государственной программы.
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы
5.1. Подпрограмма "Развитие электросетевого комплекса" (приложение N 1 к государственной программе).
5.1.1. Целью подпрограммы является повышение надежности и качества электроснабжения потребителей Красноярского края.
Для достижения установленной цели подпрограммой предусматривается решение следующих задач:
формирование схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Красноярского края;
формирование объективных и достоверных данных о состоянии электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4-35 кВ, выявление "узких мест", разработка перечня мероприятий по развитию электрических сетей;
постановка на учет объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозяйных;
сокращение сроков технологического присоединения потребителей к объектам электросетевого хозяйства.
5.1.2. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны ежегодно разрабатывать и утверждать схему и программу перспективного развития электроэнергетики региона на пятилетний период.
В целях развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечения удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики разрабатывается схема и программа перспективного развития электроэнергетики Красноярского края.
Задачами формирования схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Красноярского края являются:
а) обеспечение надежного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем в долгосрочной перспективе;
б) обеспечение баланса между производством и потреблением электрической энергии (мощности) в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе предотвращение возникновения локальных дефицитов производства электрической энергии и мощности и ограничения пропускной способности электрических сетей;
в) скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;
г) информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, инвесторов. На сегодняшний день на территории края 1140 объектов электроэнергетики на территории 48 муниципальных образований края являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества. Неудовлетворительное состояние данных объектов и отсутствие эксплуатирующей организации приводит к длительным отключениям электроэнергии.
В соответствии с пунктом 3.1 протокола N 29 заседания штаба по обеспечению безопасности электроснабжения при Правительстве Красноярского кая# муниципальным образованиям поручено представить в Штаб перечень бесхозяйных и необслуживаемых сетей, а также график признания данных объектов бесхозяйными и принятия их на баланс. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по:
выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей таким объектами.
В связи с тем, что большинство органов местного самоуправления муниципальных образований края являются высоко дотационными, на местном уровне на сегодняшний день отсутствует возможность оформления и приведения в надлежащее состояние бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Вместе с тем сегодня проблема с бесхозяйными и необслуживаемыми электрическими сетями требует скорейшего решения, в связи с бурным развитием загородного частного строительства жилых микрорайонов.
В настоящее время когда территориальные сетевые организации вынуждены осуществлять технологическое присоединение потребителей в индивидуальном порядке, а не комплексно, это приводит длительному согласованию увеличению мощности с вышестоящими территориальными сетевыми организациями, увеличению общей протяженности электрических сетей, строительству дополнительных объектов электросетевого хозяйства, соответственно увеличение затрат на технологическое присоединение потребителей.
Что в свою очередь приводит к административным барьерам, увеличению стоимость технологического присоединения и затягиванию сроков технологического присоединения. Данная ситуация отрицательно влияет на развитие малого и среднего бизнеса и инвестиционную привлекательность региона в целом.
На совместном заседании президиума и консультативной комиссии Государственного совета 12 ноября 2016 года о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил перед регионами цель по повышению позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) до 20 места к 2018 году.
В процессе подготовки Госсовета автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ) совместно с экспертным сообществом, представителями федеральных и региональных органов исполнительной власти разработаны стандартизированные подходы по улучшению делового климата в регионах Российской Федерации - целевые модели, представляющие собой обобщенный опыт всех регионов по направлениям улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 года N 147-р установлена необходимость обеспечения полного проведения процесса технологического присоединения в электронном виде, а также создания в сети Интернет исчерпывающего набора информации о процессе его осуществления.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N Пр-2347ГС, перечня поручений Губернатора Красноярского края от 18.01.2017 N 7ГП, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р", министерством проводится работа по внедрению целевой модели "Технологическое присоединение к электрическим сетям". Для реализации требований дорожных карт требуется создание регионального интернет портала с интерактивной картой электрических сетей - независимой электронной площадки технологического присоединения, с возможностью работы в личном кабинете заявителей, сетевых, сбытовых организаций, согласующих организаций, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края.
В общих положениях Правил разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 основными принципами формирования схем и программ перспективного развития электроэнергетики являются:
а) экономическая эффективность решений, предлагаемых в схемах и программах перспективного развития электроэнергетики, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России;
б) применение новых технологических решений при формировании долгосрочных схем и программ перспективного развития электроэнергетики;
в) скоординированность схем и программ перспективного развития электроэнергетики и инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
г) скоординированное развитие магистральной и распределительной сетевой инфраструктуры;
д) скоординированное развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;
е) публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений.
При формировании схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Красноярского края и формирования объективных и достоверных данных о состоянии электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4-35 кВ, выявления "узких мест", и разработки перечня мероприятий по развитию электрических сетей проводится анализ развития и функционирования электросетевого комплекса Красноярской энергосистемы, для выявления основных проблем существующего состояния электрических сетей, которые требуют решения в ближайшей перспективе, а также на которые необходимо обратить внимание при проведении реконструкции или новом строительстве, в том числе:
- недостаточная трансформаторная мощность;
- недостаточная пропускная способность линий;
- снижение напряжения ниже допустимых значений;
- высокая степень загрузки центров питания 35-110 кВ, превышающая 105% в режимах отключения одного из трансформаторов.
При реализации мероприятий таких как разработка схем и программ перспективного развития электроэнергетики муниципальных образований и разработка интерактивной карты электрических сетей позволят осуществлять комплексный подход к технологическому присоединению потребителей, снизить расходы на технологическое присоединение, значительно сократит сроки технологического присоединения, а также будет способствовать своевременному решению проблемы массового старения и износа электросетевого оборудования, которое опережает темпы реконструкции и технического перевооружения.
5.1.3. Срок реализации подпрограммы: 2018 - 2020 годы.
5.1.4. Перечень и значения показателей результативности подпрограммы представлены в приложении N 3 к подпрограмме.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
синхронизация планов развития Единой национальной электрической сети с энергосистемой Красноярского края;
определение территорий Красноярского края где необходима модернизация и строительство энергетической инфраструктуры;
создание базовых данных для разработки инвестиционных программ территориальных сетевых организаций;
повышение надежности электроснабжения;
постановка на учет объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозяйных;
снижение сроков технологического присоединения.
5.2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере" (приложение N 2 к государственной программе).
5.2.1. Целью подпрограммы является повышение эффективности энергоснабжения и потребления энергоресурсов на территории Красноярского края.
Для достижения установленной цели подпрограммой предусматривается решение следующих задач:
компенсация энергоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории края;
мониторинг выработки энергетических ресурсов и потребления энергоресурсов дизельными электростанциями;
повышение энергоэффективности выработки электроэнергии дизельными электростанциями;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на оплату электроэнергии за утилитарное наружное освещение.
5.2.2. В части населенных пунктов в 11 муниципальных образованиях Красноярского края электроснабжение потребителей осуществляется от стационарных дизельных электростанций.
Численность проживающих в данных населенных пунктах составляет 49,5 тыс. человек.
Себестоимость электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, выше, чем себестоимость электроэнергии, реализуемой в зонах централизованного электроснабжения, в 14 - 31 раз.
Это обусловлено высокой ценой дизельного топлива и моторного масла, а также затратами на их транспортировку до дизельной электростанции. В структуре как экономически обоснованных тарифов, так и в фактических затратах на производство и реализацию электроэнергии топливная составляющая 40 - 90%.
Ежегодные издержки, связанные с покупкой дизельного топлива, при средней цене 50,1 тыс. рублей за 1 тонну составляют 2,4 млрд рублей. Именно этот факт определяет тарифы на электроэнергию в муниципальных образованиях Красноярского края, в которых ДЭС используются, как основные источники электроснабжения.
Для создания равных условий по оплате за электрическую энергию населением Красноярского края в зонах централизованного и децентрализованного электроснабжения принят Закон Красноярского края от 20.12.2012 N 3-961 "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения", которым предусмотрено предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения.
Следствие высоких тарифов на электрическую энергию в вышеуказанных муниципальных образованиях является выделение значительных средств краевого бюджета на субвенции бюджетам муниципальных образований на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения.
Отсутствие контроля выработки энергетических ресурсов и потребления топлива дизельными электростанциями на территориях Красноярского края не позволяют контролировать отчетные данные фактических расходов на производство электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, а также значения вырабатываемой электрической энергии энергоснабжающими организацией. Что в свою очередь может влиять на качество принимаемых тарифно-балансовых решений.
Создание системы контроля выработки энергетических ресурсов и потребления топлива дизельными электростанциями на территориях Красноярского края, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и изолированными территориальными электроэнергетическими системами позволит решить данные проблемы, позволит изучить различные режимы работы дизельных электростанций в зависимости от времени суток и времени года, что в дальнейшем позволит определить самый экономичный режим работы дизельных электростанций. На основании полученных графиков работы дизельных электростанций появится возможность проанализировать экономический эффект от использования различных видов возобновляемых источников энергии или накопителей энергии в соответствующих населенных пунктах с частичной или полной заменой дизельных электростанций.
Утилитарное освещение используются для освещения дорог, дворов, тротуаров, общественных мест, автостоянок. Иногда уличные светильники используют для освещения фасадов зданий, для рекламного освещения. Основное назначение уличных светильников - обеспечение безопасности перемещения пешеходов, велосипедистов и транспорта.
По статистике, 20% общего расхода электроэнергии приходится на освещение. При учете факта непрерывного роста цен на электроэнергию, развитие инновационных технологий для увеличения энергоэффективности утилитарного освещения становится все более актуальной.
Можно выделить основную проблему в утилитарном освещении, это малоэффективные источники света. Наиболее энергоэффективным решением является внедрение светодиодных источников света.
К решению данной проблемы необходим системный подход, заключающийся в проработке технических и экономических вопросов внедрения новых высокоэффективных источников света, полного и гибкого управления системами освещения.
Главной проблемой является модернизация систем освещения. Наиболее энергоэффективным решением является внедрение светодиодных источников света.
Учитывая, что на территории 11 муниципальных образований Красноярского края имеются населенные пункты, в которых электроснабжение утилитарного освещения осуществляется от стационарных дизельных электростанций, затраты местных бюджетов на данные виды расходов высокие.
Из проведенного анализа министерством в пяти из одиннадцати муниципальных образований Красноярского края необходимо выполнить модернизацию утилитарного освещения:
Наименование муниципального образования |
Количество светоточек утилитарного освещения, подлежащих модернизации, шт. |
Енисейский район |
511 |
Эвенкийский муниципальный район |
324 |
Северо-Енисейский район |
50 |
Таймырский район |
298 |
Туруханский район |
896 |
Итого: |
4249 |
5.2.3. Срок реализации подпрограммы - 2018 - 2020 годы.
5.2.4. Перечень и значения показателей результативности подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
ограничение увеличения роста платы граждан, проживающих на территории муниципальных образований - получателей субвенций, за электрическую энергию;
экономия субвенций на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями населению составит 53,23 млн рублей;
экономия расходов бюджета на нужды утилитарного наружного освещения составит 8,8 млн рублей.
5.3. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" (приложение N 3 к государственной программе).
5.3.1. На протяжении последних лет на территории Красноярского края реализуется курс на внедрение в процесс государственного управления современных инструментов стратегического планирования и управления, ориентированных на результат, или программно-целевой подход. В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменениями процесс формирования краевого бюджета перешел на программную структуру.
В настоящее время значительная часть программных инициатив реализуется в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Красноярского края, что сужает возможности для эффективного применения всех инструментов.
Возникает необходимость выделения функции управления и связанных с ней мероприятий в отдельную подпрограмму. При реализации государственной программы целесообразно применение проектного подхода к управлению, выделение в отдельные мероприятия действий, направленных на создание и поддержку функционирования инструментов управления.
5.3.2. Цель подпрограммы - создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Для достижения цели в рамках данной подпрограммы будет решена задача по организации деятельности аппарата министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.
5.3.3. Срок реализации подпрограммы - 2018 - 2020 годы.
5.3.4. Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере электроэнергетики;
эффективное осуществление реализации полномочий органов исполнительной власти.
Отдельное мероприятие 1 "Подготовка основополагающих материалов для разработки программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Красноярского края на период 2019 - 2023 годы" (далее - отдельное мероприятие 1) (приложение N 4 к государственной программе).
Средний уровень газификации в России составляет около 66%, в Сибирском Федеральном округе этот показатель 5,8%.
В Красноярском крае сетевым газом обеспечивается только Норильский промышленный район, на остальной территории края данный показатель равен нулю.
При этом, на территории Красноярского края сосредоточены большие запасы природного газа, добывается 11 млрд. м3 природного и попутного газа в год. Прогнозируется постепенный рост данного показателя к 2020 году до 21%, что составит порядка 14 млрд. м3.
Отсутствие в Красноярском крае собственной газотранспортной системы и удаленность региона от действующих газодобывающей и газотранспортной инфраструктур затрудняют реализацию газификации края.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Правительством Красноярского края совместно с АО "Газпром промгаз", дочерней структурой ПАО "Газпром", была проведена работа по актуализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации Красноярского края (далее - Генеральная схема), ее согласование с главами администраций муниципальных образований края, АО "Красноярсккрайгаз", структурными подразделениями ПАО "Газпром".
Перспективные схемы газоснабжения и газификации районов определены с учетом максимального охвата газоснабжением населенных пунктов на основе выбора оптимального направления трасс перспективных межпоселковых газопроводов. Разработанные и согласованные схемы газификации районов являются основой для дальнейших работ по определению материально-технических ресурсов, потребности в капитальных вложениях и обоснованию инвестиций в строительство объектов газификации.
Необходимость перехода на более экологически чистые виды топлива для выработки электрической и тепловой энергии. Перевод на газ объектов энергетики и ряда промышленных предприятий значительно снизит их неблагоприятное воздействие и улучшит экологическую обстановку на территории Красноярского края.
Газификация Красноярского края является сложно реализуемым проектом в связи с большой протяженностью магистрального газопровода (по предварительным расчетам 1 400 км) и межпоселковых сетей (на первоначальном этапе около 3 000 км), вытекающих из этого высокой стоимостью его реализации.
Отдельное мероприятие 1 разработано во исполнение:
указания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21.07.2014 N Пр-1754;
постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций" (далее - Постановление N 903);
протокола совещания Минэнерго России по вопросу газификации Красноярского края от 05.06.2017 N 06-151-пр;
протокола совещания Губернатора Красноярского края по вопросу газификации Красноярского края от 03.06.2016 N 99.
Целью разработки Программы является обеспечение конкурентоспособности экономики Красноярского края, увеличение энергетической эффективности и повышение уровня энергетического комфорта населения Красноярского края.
Разработанная Программа будет способствовать решению задачи по строительству газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры.
Постановлением N 903 предусматриваются следующие целевые показатели программы:
объем (прирост) годового потребления природного газа;
газоснабжение населенных пунктов природным газом;
газоснабжение природным газом квартир (домовладений);
уровень газификации жилищного фонда природным газом;
строительство (прирост протяженности) газопроводов-отводов;
строительство газораспределительных станций (далее - ГРС);
строительство (прирост протяженности) межпоселковых газопроводов;
строительство (прирост протяженности) распределительных газопроводов;
строительство газовых котельных (в том числе техническое перевооружение);
строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций.
Реализация отдельного мероприятия 1 способствует:
повышению качества жизни населения края;
улучшению экологической обстановки;
повышение уровня газификации природным газом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.5. Отдельное мероприятие 2 "Увеличение уставного капитала акционерного общества "КрасЭКо" на реконструкцию электрокотельной в г.Кодинске в целях обеспечения надежности тепло- и электросетевых комплексов" (далее - отдельное мероприятие 2) (приложение N 5 к государственной программе).
За счет данных средств АО "КрасЭКо" планирует профинансировать реконструкцию электрокотельной в г.Кодинск с переводом в пиковый режим. Установка двух котлов на биотопливе общей мощностью 20 МВт.
Реконструкция электрокотельной в г.Кодинске с переводом в пиковый режим подразумевает установку двух котлов на биотопливе общей мощностью 20 МВт, что позволит снизить себестоимость вырабатываемой тепловой энергии и по окончанию срока окупаемости мероприятия, существенно снизит тариф для потребителей г.Кодинск на 13-42%.
6. Основные меры правового регулирования в сфере энергетики, направленные на достижение цели и (или) задач государственной программы
Для достижения цели и (или) задач государственной программы принятия нормативных правовых актов не требуется.
7. Перечень объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению
Государственной программой не предусмотрено строительство, реконструкция, техническое перевооружение или приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края.
8. Информация о ресурсном обеспечении государственной программы
Информация о распределении планируемых расходов по подпрограммам приведена в приложении N 4 к государственной программе.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "в приложении N 4" имеется в виду "в приложении N 6"
Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов на реализацию целей государственной программы с учетом источников финансирования, в том числе средств бюджетов муниципальных образований Красноярского края, приведены в приложении N 5 к государственной программе.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "в приложении N 5" имеется в виду "в приложении N 7"
9. Информация о мероприятиях, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности
Государственной программой не предусмотрены бюджетные ассигнования, направленные на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.