Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукшенко Н.И.,
судей Катковой Г.В., Матлахова А.С.,
при секретаре Родиной Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016г., которым постановлено:исковое требование о признании незаконным решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 15 октября 2015 года (протокол N 136) об отказе в предоставлении жилого помещения (квартиры) Алексеевой * * года рождения в городе Москве - удовлетворить. Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 15 октября 2015 года (протокол N 136) об отказе в предоставлении жилого помещения (квартиры) Алексеевой * * года рождения в городе Москве несоответствующим требованиям статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" и нарушающим право истца на однократное предоставление (получение) благоустроенного жилого помещения в городе Москве по статусу лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устранить допущенное нарушение прав Алексеевой * * года рождения на однократное предоставление (получение) благоустроенного жилого помещения в городе Москве в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу .
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 октября 2015 года (протокол N 136) об отказе в предоставлении ей жилого помещения в городе Москве - незаконным. Свои требования о признании оспариваемого решения незаконным административный истец обосновывает тем, что решение Городской межведомственной комиссии противоречит конституционным основам социального государства, законодательству города Москвы и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, нарушает её права, свободы и законные интересы, а именно, право на однократное обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.
Алексеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, в суд направила своего представителя.
Представитель истца - Федотов Е.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, доказательств об уважительности причин неявки и возражений по заявленным требованиям суду не представил.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Федоров И.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что законных основания для удовлетворения иска не имеется.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит Департамент городского имущества в апелляционной жалобе. Представитель ДГИ г. Москвы просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ДГИ г. Москвы, городской межведомственной комиссии, УСЗН района Северное Измайлово, истца, извещенных надлежащим образом о слушании дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 109 1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В городе Москве дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и льготы на обеспечение жилым помещением установлены в Законе города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" (далее Закон города Москвы).
Как указано в ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва.
Как указано в ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, если усыновление отменено;
г) не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;
е) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
3) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы;
4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
5) утрата жилого помещения за время пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитании в семье вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, а также сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствия исполненного судебного решения по фактическому возврату жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что Алексеева Н.В. - является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местом выявления и первичного устройства истца под опеку, а также местом регистрации её рождения является город Москва, в связи с чем, она имеет право на однократное обеспечение жилым помещением в городе Москве.
Указанный социальный статус Алексеева Н.В. приобрела в связи с тем, что её родители в 2011 году решением Измайловского районного суда г.Москвы лишены в отношении нее родительских прав. Отец умер в 2012 году.
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Северное Измайлово в городе Москве от 22.10.2010 г. N *, над несовершеннолетней Алексеевой Н.В. установлена опека со стороны Асяниной Н.В. с сохранением за несовершеннолетней права пользования принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения по адресу: *и определением места проживания опекаемой с опекуном по адресу*.
Постановлением администрации муниципального округа Северное Измайлово в городе Москве от 27.03.2014 N 86-ПП признано невозможным проживание Алексеевой Н.В. в сохраненном жилом помещении по адресу: * с признанием за ней права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Указанное выше постановление уполномоченного органа исполнительной власти в лице администрации муниципального округа Северное Измайлово в городе Москве было вынесено на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом г.Москвы от 14.04.2010г. N12, Законом города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", Законом города Москвы от 26.12.2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа", Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 г. N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа".
Органы опеки и попечительства в соответствии с указанным Положение, а также на основании Закона города Москвы от 26.12.2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" рассматривают вопрос о возможности либо о невозможности возвращения данного лица в ранее занимаемое жилое помещение. В случае выявления обстоятельств установленных в пункте 3.1. Положения, органы опеки и попечительства выносили соответствующее заключение, которое оформлялось распорядительным документом.
Согласно выписке из протокола N 136 от 15.10.2015 и подтверждается материалами дела, в отношении Алексеевой Н.В. был вынесен данный распорядительный документ, которым установлен факт невозможности проживания и закреплено право на обеспечение жильем.
Таким образом, факт невозможности проживания Алексеевой Н.В. в ранее занимаемом жилом помещении был установлен компетентными органами в соответствии с требованиями подзаконного нормативно-правового акта, регулирующего данные правоотношения и сам порядок установления данного факта.
Из материалов дела следует, что основанием для его вынесения послужило то, что за год до совершеннолетия подопечной, в 2014 году органами опеки и попечительства были выявлены и установлены обстоятельства невозможности проживания их подопечной в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: *, а именно, было установлено, что фактически сособственником ? доли в данном жилом помещении является Милосердова Е.В., которая не является членом семьи Алексеевой Н.В.
Как указано в пункте 3.3. Положения, за 1 год до исполнения 18 лет ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, письменно обращается в орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования, наделенный отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, с ходатайством о признании невозможным возвращения ребенка в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства.
Согласно пункту 3.4. Положения, орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования, наделенный отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, в месячный срок рассматривает ходатайство законного представителя ребенка, оставшегося без попечения родителей, о наличии обстоятельств, препятствующих возвращению указанного ребенка в сохраненное жилое помещение, и выносит мотивированное заключение, которое оформляется распорядительным документом.
Таким образом, Положением установлено, что право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на однократное получение жилого помещения должно быть закреплено распорядительным документом и такой распорядительный документ в отношении Алексеевой Н.В. имеется и представлен в дело.
Сам порядок предоставления жилых помещений установлен в разделе N 5 Положения, где в п. 5.1. указано, что предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, относительно которых на момент предоставления жилых помещений имеется распорядительный документ органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования, наделенного отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, о предоставлении указанным гражданам жилого помещения из жилищного фонда города Москвы по окончании их пребывания на воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у попечителя.
При разрешении дела суд обоснованно исходил из того что д анное постановление в установленном законом порядке не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением заявитель не обеспечен. Таким образом, за заявителем сохраняется право на однократное получение отдельного жилого помещения .
Согласно выписке из протокола N 136 от 15.10.2015, Городская межведомственная комиссия, рассмотрев жилищный вопрос Алексеевой Н.В. приняла решение (заключение): отказать в связи с обеспеченностью жилым помещением и отсутствием оснований для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *.
Как установлено материалами дела и сторонами не оспаривается, в спорном жилом помещении проживает Милосердова Е.В. (собственник ? доли в квартире), которая не является членами семьи Алексеевой Н.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Как следует из материалов дела, Алексеева Н.В. с 2010 года по настоящее время проживает на жилой площади опекуна по адресу: *.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 11.07.2014, Алексеева Н.В. в квартире по адресу: * не проживала и не проживает, личных вещей принадлежащих Алексеевой Н.В. в квартире нет. Согласно выводу специалистов отдела опеки, попечительства и патронажа, проживание Алексеевой Н.В. в данном жилом помещении противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, с 2010 года Алексеева Н.В. в квартире по адресу: г* не проживает, общего хозяйства ни с Милосердовой Е.В., ни с Алексеевым А.В. (братом) не ведет.
С учетом конкретных обстоятельств по делу, суд правомерно принял во внимание обстоятельства того, что в ноябре 2015 года из мест лишения свободы вернулся Алексеев А.В. (брат), который также проживает в данной квартире. Согласно приговору суда от 19.02.2014 Алексеев А.В. признан виновным в совершении преступления по ст. 162 ч.2УК РФ за совершение разбоя в отношении Милосердовой Е.В. с применением оружия. Как пояснил представитель и сторонами не оспаривается, родственные отношения между Алексеевой Н.В. и Алексеевым А.В. фактически утрачены. В настоящее время Алексеева Н.В. является студенткой ГБОУ СПО Колледжа полиции, проходит социализацию в обществе и боится возвращаться в ранее занимаемое жилое помещение, так как опасается за свою жизнь и здоровье ввиду наличия у брата криминального прошлого, а также ввиду негативного отношения брата к выбору профессии сестрой, которая в дальнейшем намеренна работать в правоохранительных органах.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно истолковал ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве" с изменениями, внесенными законом г. Москвы от 06.11.2013г. N 60, поскольку истец имеет ? долю в праве собственности на сохраненное жилое помещение и имеет место регистрации по месту жительства в сохраненном за ней на период нахождения у опекуна жилом помещении в г. * по *., д.*, кв. *, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку в 2014 году Постановлением администрации муниципального округа Северное Измайлово в городе Москве от 27.03.2014 N 86-ПП признано невозможным проживание Алексеевой Н.В. в сохраненном жилом помещении по адресу: * с признанием за ней права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Данное постановление никем не оспорено и не отменено. Ссылка в жалобе на незаконность данного постановления, несостоятельна, поскольку оно не отменено в установленном законом порядке.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.