Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Купеевой Л.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Акулова О.Н. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 5 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Акулова О.Н. о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) об аннулировании свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) от 9 марта 2017 года N179-П аннулировано свидетельство пилота коммерческой авиации N ... выданное 7 апреля 2015 года Акулову О.Н., ... года рождения.
Считая данный приказ незаконным, Акулов О.Н. обратился в суд с административным иском о признании данного приказа незаконным и обязании разместить об этом информацию на официальном сайте Росавиации.
Требования мотивированы тем, что он имеет необходимую квалификацию пилота воздушного судна, прошел обучение в авиационном учебном центре и в установленном порядке получил свидетельство коммерческого пилота. Изданный приказ препятствует выполнению им функций члена экипажа гражданского воздушного судна и реализации его права на труд. Полагал, что данный приказ издан Росавиацией с превышением полномочий.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Акулов О.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии Акулов О.Н. и его представитель Чурилова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Самсонова Н.В. по доверенности возражала против удовлетворения жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что Акулов О.Н. 7 июня 1983 года окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации, и ему была присвоена квалификация "пилот гражданской авиации 4 класса" по специальности "Летная эксплуатация самолетов".
28 февраля 1993 года Актюбинским высшим летным училищем гражданской авиации Акулову присвоена квалификация "инженер-пилот" по специальности "Эксплуатация воздушного транспорта".
В период с 26 июля по 26 августа 2014 года Акулов О.Н. прошел обучение в АУЦ ЗАО "Русские вертолетные системы" по программе курса переподготовки пилотов на вертолете Robinson R -44 в объеме 150 часов.
7 апреля 2015 года Южным МТУ Росавиации Акулову О.Н. выдано свидетельство пилота коммерческой авиации N ...
3 мая 2015 года в районе посадочной площадки "Лахта" г. Санкт-Петербург произошло авиационное происшествие с вертолетом Robinson R -44 бортовой номер RA -06363 под управлением командира воздушного судна Акулова О.Н.
По итогам расследования авиационного происшествия Межгосударственным авиационным комитетом был составлен отчет, согласно которому наиболее вероятной причиной авиационного происшествия могли стать неправильные действия командира воздушного судна органами управления вертолета.
Также комиссия МАК пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Акулову О.Н. свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации, поскольку его подготовка не соответствовала требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
На основании приказа N98-П от 13 февраля 2017 года "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Robinson R -44 RA -06363" Росавиацией было организовано проведение проверки правомерности выдачи Акулову О.Н. свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации.
9 марта 2017 года Росавиацией издан оспариваемый приказ об аннулировании свидетельства.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Акулова О.Н. надлежащей летной подготовки и правомерности изданного приказа.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства ( ст. 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N390-ФЗ "О безопасности".
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную ( ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации ( п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда ( п. 1, пп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации ( п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).
Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. N240), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами ( пункты 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).
В силу ст. 53 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N60-ФЗ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).
Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).
Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N670, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.
Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.
Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Согласно п. 9 указанных Правил в представлении указывается вид свидетельств, заявляемых к получению, фамилии, имена и отчества (при наличии) кандидатов на получение свидетельства. Представление подписывается руководителем организации, представляющей кандидатов на получение свидетельств, и заверяется печатью организации.
В заявлении на выдачу свидетельства указывается вид свидетельства, заявляемого к получению, фамилия, имя и отчество (при наличии), телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении по почте свидетельства - почтовый адрес для направления свидетельства.
Заявление на выдачу свидетельства подписывается кандидатом на получение свидетельства. В случае направления по почте заявления на выдачу свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.
В состав представленных документов входят:
представление (заявление на выдачу свидетельства);
копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;
копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;
копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства;
копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства;
копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;
копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.
Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства.
Постановление Правительства России, утвердившее эти Правила, вступило в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, то есть с 8 января 2014 года.
Федеральное агентство воздушного транспорта предпринимает все необходимые меры для обеспечения бесперебойной работы организаций гражданской авиации в условиях смены нормативной правовой базы, регулирующей выдачу свидетельств авиационному персоналу. Росавиация выражает уверенность в том, что в ближайшее время Департамент государственной политики в области гражданской авиации подготовит необходимые нормативно-правовые акты и сложившаяся ситуация не приведет к возникновению сбойных ситуаций в работе организаций авиатранспортного комплекса.
Таким образом, упомянутые Правила применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после 8 января 2014 года и исполнение которых не приостанавливалось.
Приказом Росавиации, по поводу которого возник спор, предписано:
На основании пункта 5.4.2, пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N670, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировать свидетельство пилота, выданное Акулову О.Н.
В соответствии с п. 5.4.12 названного в Приказе Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N396, Росавиация осуществляет выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование.
При этом п. 5.4.2 упомянутого в Приказе Положения определено, что Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.
Из анализа приведенных законоположений следует, что пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным законам критериям, гарантирующим безопасность полетов, а именно, не имеет профессионального образования по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных учебных заведениях гражданской авиации по учебным программам и курсам подготовки, определяющие квалификацию специалиста гражданской авиации, утвержденным государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функции при проведении проверки.
Между тем административным истцом не представлено доказательств соответствия его указанным критериям профессиональной подготовки пилота гражданской авиации.
Согласно данным летной книжки Акулова О.Н., он в период своего обучения в летных училищах гражданской авиации осуществлял полеты на самолетах Ан-2 и Як-40. Последняя запись в летной книжке - второй пилот самолета Як-40 - датирована 1994 годом, что свидетельствует о длительном перерыве в летной работе.
В своей анкете о приеме на обучение в АУЦ ЗАО "Вертолетные системы" Акулов О.Н. указал ложные сведения о налете 1300 часов в качестве командира воздушного судна, которым он никогда не был.
При таком положении, суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что Росавиация в пределах своей компетенции правомерно аннулировала свидетельство пилота коммерческой авиации, поскольку Акулов О.Н. в нарушение воздушного законодательства, определяющего порядок подготовки специалистов летного состава, указав о себе недостоверные сведения, не освоил программу переподготовки пилотов на вертолете в АУЦ ЗАО "Вертолетные системы", поскольку не прошел необходимую летную подготовку в количестве 30 часов для пилотов, не имеющих налет на вертолетах.
Доводы жалобы о наличии у Акулова О.Н. летного опыта по работе в Министерстве внутренних дел Чеченской Республики, подлежат отклонению, поскольку как раз сведений о количестве летных часов Акулов О.Н. не подтверждает. Указанная информация в летной книжке Акулова О.Н. отсутствует.
Вместе с тем, только летная книжка подтверждает право летного состава на выполнение полетов на воздушных судах в соответствии с достигнутым уровнем подготовки, полученными допусками и натренированностью.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Акулов О.Н. не доказал факт нарушения своих охраняемых законом прав, свобод и законных интересов.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 5 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.