Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей: Бушминой А.Е., Рахманкиной Е.П.
при секретаре судебного заседания - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рахманкиной Е.П. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Усовой Валентины Николаевны на решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 06 сентября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Усовой Валентины Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГN о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности, обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Усова В.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 05 июня 2017 г. между административным истцом и продавцом - Акатовым Валерием Павловичем был заключен договор купли-продажи земельного участка N 72, находящегося в садоводческом некоммерческом товариществе "Березка", расположенном по адресу: Российская Федерация, ФИО3"адрес", Линдовский сельсовет, д. Большое Покровское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, кадастровый N, площадью 504 (Пятьсот четыре) кв.м.
09 июня 2017 г. представителем административного истца и Акатова В.П. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15, ст. ст. 18, 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, было подано заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.06.2017г.
К заявлению от 09.06.2017г. в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" были приложены следующие документы: договор купли-продажи от 05.06.2017, передаточный акт от 05.06.2017, доверенности, согласие супруги Акатова В.П. на совершение сделки, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 350 (Триста пятьдесят) рублей, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.06.2017г.
Однако 02.06.2017г. административным ответчиком было принято решение N 52/258/301/2017-8842 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на вышеуказанный объект, поскольку не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом, данное решение не содержит в себе перечень документов, которые необходимы для регистрации, и не были предоставлены истцом. Также одним из оснований для приостановления указано на смерть продавца - Акатова В.П.
Усова В.Н. считает решение от 02.06.2017г. N 52/258/301/2017-8842 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на вышеуказанный объект незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 ГК РФ, ст. ст. 14, 21, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: иметь имущество в собственности и распоряжаться им.
Административный истец Усова В.Н. просила суд признать незаконным решение административного ответчика от 02.06.2017 года N о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности, обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности.
Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Усова В.Н. просила отменить указанное решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих по делу лиц, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам и основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости":
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Судом установлено, что 05 июня 2017 г. между административным истцом и продавцом - Акатовым Валерием Павловичем был заключен договор купли-продажи земельного участка N 72, находящегося в садоводческом некоммерческом товариществе "Березка", расположенном по адресу: Российская Федерация, Нижегородская "адрес", Линдовский сельсовет, д. Большое Покровское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, кадастровый N, площадью 504 (Пятьсот четыре) кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца и Акатова В.П. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15, ст. ст. 18, 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, было подано заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.06.2017г.
К заявлению от 09.06.2017г. в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" были приложены следующие документы: договор купли-продажи от 05.06.2017, передаточный акт от 05.06.2017, доверенности, согласие супруги Акатова В.П. на совершение сделки, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 350 (Триста пятьдесят) рублей, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.06.2017г.
Государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в ходе которой было установлено, что продавец Акатов В.П. умер 10.06.2017 года и принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 22.06.2017 года.
Судом установлено, что действительно Акатов В.П. умер 10.06.2017 года, что подтверждается с записью акта о смерти N 497 от 10.06.2017 года.
Поскольку на момент разрешения вопроса о государственной регистрации сделки купли-продажи правоспособность Акатова В.П. прекратилась в связи с его смертью, а принадлежавшее ему имущество вошло в состав наследственной массы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что регистрирующий орган имел основания для приостановления государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права собственности на земельный участок.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - п. 60 - Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации (абз. 1). Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом (абз. 2). После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом (абз. 3).
В соответствии с п. 62 данного постановления на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Права заявителя в сложившейся ситуации подлежат защите не путем возложения обязанности на регистрирующий орган произвести соответствующую регистрацию, а в порядке, предусмотренном п. 62 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", т.е. посредством заявления исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности к универсальным правопреемникам продавца (его наследникам), и лишь при их отсутствии (в случае, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности является отсутствие продавца) - к регистрирующему органу.
Из материалов дела усматривается, что у Акатова В.П. имеются наследники, претендующие на его наследство.
Руководствуясь этим указанием в аналогичной ситуации, а также основываясь на п. 4 ст. 1234 и п. 3 ст. 165 ГК РФ, следует считать, что в случае смерти любой стороны такого договора, не прошедшего государственную регистрацию, договор сохраняет свою силу, и любая сторона может в течение разумного срока требовать от наследников его государственной регистрации, а в случае их уклонения от такой регистрации - обратиться в суд. Аналогичные действия могут предпринять и наследники.
Довод апелляционной жалобы о том, что смерть гражданина не может служить основанием для приостановления государственной регистрации сделки и соответствующих прав по ней, несостоятелен, поскольку в силу приведенных выше норм прекращение правоспособности гражданина влечет, одновременно с прекращением права собственности на имущество, и право распоряжаться им.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 06 сентября 2017 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу Усовой Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.