Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Головкиной Л.А.,
судей
Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2017 года апелляционную жалобу Скворцовой Л. В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2017 года по административному делу N2а-1413/2017 по административному исковому заявлению Скворцовой Л. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца Скворцовой Л.В. - Нестерова С.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Гуриновой Е.С., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скворцова Л.В. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 15 марта 2017 года о регистрации права собственности.
В порядке способа восстановления нарушенного права, просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, произвести государственную регистрацию права собственности на 3/5 доли дома по адресу: "адрес"
В обоснование административного иска Скворцова Л.В. указывает, что на основании решения Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2010 года по гражданскому делу N 2-3/2010 произведен раздел домовладения: "адрес". На основании указанного решения Сковорцова Л.В. обратилась к административному ответчику для регистрации права собственности на долю в доме, однако согласно свидетельству о праве собственности от "дата", произведена государственная регистрация права собственности истца на "адрес". Административный истец обратилась к ответчику с заявлением, с требованием о регистрации права собственности в соответствии с решением суда. Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 15 марта 2017 следует, что в оспариваемые действия по государственному кадастровому учету были произведены в соответствии с требованиями закона, основания для учета дома как индивидуального жилого дома, в настоящее время отсутствуют. Указанное решение административного ответчика Скворцова Л.В. считает незаконным, нарушающим ее права.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2017 года в удовлетворении требований Скворцовой Л.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит состоявшееся решение суда по делу отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, требования административного иска удовлетворить.
Представитель административного истца Скворцовой Л.В. - Нестеров С.В. в заседание суда апелляционной инстанции явился, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - Гуринова Е.С. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов жалобы.
Административный истец Скворцова Л.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представила, не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация права собственности Скворцовой Л.В. осуществлена "дата" на основании положений Федерального закона N 122-фз от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом административным истцом пропущен срок для оспаривания регистрации. Также судом установлено, что в заявлении Скворцовой Л.В. от 16 февраля 2017 года отсутствовало требование о государственной регистрации права на долю дома, в связи с чем, административный ответчик в ответе от 15 марта 2017 года разъяснил, что регистрации права собственности произведена в соответствии с решением суда, а также, что основания для учета ИЖС отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда по существу, Судебная коллегия исходит из положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), а равно не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, не принятие уполномоченным лицом возложенных действующим законодательством действий, связанных с обращением заявителя.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с решением Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу N 2-3/2010 от 03 июня 2010 года произведен в натуре раздел индивидуального жилого дома "адрес", между двумя участниками права общей долевой собственности на данный дом: Скворцовой Л.В. и "Ш" Решение вступило в законную силу (л.д.5-7).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежали государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
В силу статьи 16 указанного Федерального закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно части 1 статьи 17 названного Закона являются также вступившие в законную силу судебные акты.
Из дела правоустанавливающих документов по спорному объекту недвижимости следует, что Скворцова Л.В. обратилась 03 мая 2011 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила произвести государственную регистрацию права собственности, с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, а именно: квартиру, расположенную по адресу: "адрес" на основании решения суда от 03 июня 2010 года по делу N 2-3/2010.
В соответствии с заявлением административного истца от 03 мая 2011 года произведена государственная регистрация права собственности Скворцовой Л.В. на квартиру "адрес", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "дата" сделана запись о регистрации N ... , выдано свидетельство о государственной регистрации права от "дата"N ... (л.д.8-9).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворению требований административного иска способствует совокупность двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям закона, а также нарушение прав административного истца.
Судом при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что регистрация права собственности Скворцовой Л.В. на квартиру, произведена в соответствии с заявлением от 03 мая 2011 года и решения Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу N 2-3/2010 от 03 июня 2010 года, в связи с чем, нарушения со стороны административного ответчика отсутствуют.
16 февраля 2017 года Скворцова Л.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила восстановить в соответствии с законом в полном объеме сведения кадастрового учета индивидуального жилого дома, в порядке, указанном в статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ и судебном решении от 06 мая 2010 года по делу N 2-3/2010, либо направить заявителю обоснованные возражения на заявление, а также гарантировать компенсацию материального и морального ущерба, причиненного заявителю (л.д.32).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон "О государственной регистрации недвижимости").
Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года N 883 установлен порядок представления заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ".
Как установлено статьей 25 Закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее Закон "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации").
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного Федерального закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
Поскольку заявление Скворцовой Л.В. от 16 февраля 2017 года не соответствовало требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920, заявление рассмотрено Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" и 15 марта 2017 года административному истцу направлен ответ, в котором административный ответчик разъяснил, что регистрация права собственности произведена на основании вступившего в законную силу решения Ломоносовского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2010 года по делу N 2-3/2010, в резолютивной части которого судом произведен раздел в натуре индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", между двумя участниками права общей долевой собственности на данный дом.
Ответ на обращение Скворцовой Л.В. направлен заявителю в установленном законом порядке и сроки, рассмотрен в пределах компетенции должностного лица. С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований административного иска, поскольку в действиях ответчика отсутствует нарушение прав истца. Несогласие административного истца с выводами, изложенными в ответе, не свидетельствует о его незаконности.
Доводов, содержащих ссылки на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скворцовой Л. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.