Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - ГБУ "Гормост", Учреждение) Бреусова И.П. на вступившее в законную силу постановление N 255/2 заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 23 января 2017 года, решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 26 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 255/2 заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по г. Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 23 января 2017 года ГБУ "Гормост" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ГБУ "Гормост" Бреусова И.П. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 26 мая 2017 года постановление должностного лица N 255/2 от 23 января 2017 года и решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 16 марта 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника ГБУ "Гормост" Бреусова И.П. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Бреусов И.П., выражая несогласие с названным постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что при производстве работ Учреждением не было допущено загрязнение акватории водного объекта реки Москва строительным мусором; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного в ст. 28.5 КоАП РФ; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не направлялось в адрес ГБУ "Гормост"; имеются основания для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, так как нарушения, предусматривающие административную ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ, выявлены в ходе одной проверки; материалы административных дел в районный суд были представлены не в полном объёме; акт обследования на месте не составлялся, в нём отсутствует подпись третьего сотрудника Федерального агентства по рыболовству Московско-Окского территориального управления; при составлении акта объяснения у должностных лиц ГБУ "Гормост" не отбирались, акт обследования для внесения замечаний им представлен не был, в связи с чем он является недопустимым доказательством; фотоматериал, приобщённый к акту, не содержит дату, время, адрес места съёмки; в материалах дела не имеется сведений о степени тяжести вреда, нанесённого среде обитания водных биоресурсов; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Согласно материалам дела, 22 ноября 2016 года в ходе рейдового мероприятия в г. Москве по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, выявлен факт нарушения природоохранного законодательства при проведении строительных работ на Саввинской набережной г. Москвы, в районе дома 19, стр. 1А.
По данному факту 23 ноября 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ в отношении неустановленного лица.
В ходе проведения административного расследования установлено, что ГБУ "Гормост" производились работы по реконструкции лестничных сходов в районе Саввинской набережной напротив домов 19А стр.1 А, при производстве которых ГБУ "Гормост", в нарушение п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах СССР, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 г. N 1045, было допущено загрязнение акватории водного объекта реки Москва строительным мусором.
Указанные действия ГБУ "Гормост" квалифицированы по ст. 8.33 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности ГБУ "Гормост" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции сослались на совокупность собранных по делу доказательств, в том числе: плановое задание N 95 на обследование водного объекта от 21.11.2016; акт обследования водного объекта от 22.11.2016; фототматериал, протокол об административном правонарушении N 255/2, а также иные материалы дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями КоАП РФ должное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и доказанности вины ГБУ "Гормост" в его совершении.
Утверждение заявителя о том, что ГБУ "Гормост" не было допущено загрязнение акватории водного объекта реки Москва строительным мусором, является несостоятельным, поскольку опровергается приведёнными выше доказательствами, в том числе актом обследования водного объекта и фотоматериалом. При этом оснований сомневаться в том, что фотосъёмка произведена должностным лицом Московско-Окского территориального управления Росрыболовства во время проведения проверки 22 ноября 2016 года не имеется. Данные фотографий согласуются со сведениями, приведёнными в акте обследования водного объекта, который получил надлежащую оценку судебных инстанций по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Так, указанный акт составлен по результатам планового (рейдового) задания обследования водных объектов города Москвы, проведённого на основании Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации, утверждённого приказом Минсельхоза России от 18.02.2015 N 58 (далее - Административный регламент). Поскольку указанная административная процедура проведена должностными лицами Московско-Оскского территориального управления Росрыболовства не в отношении конкретного юридического лица (ГБУ "Гормост"), а как мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах, при обследовании объекта представители ГБУ "Гормост" не участвовали и не присутствовали, в связи с чем с актом обследования водного объекта они не знакомились и не подписывали его, что не является нарушением требований Административного регламента. Вопреки утверждению заявителя, акт обследования водного объекта от 22 ноября 2016 года содержит все необходимые данные, в том числе подписи должностных лиц, участвующих в проверке. Каких-либо оснований сомневаться в том, что акт составлялся по адресу: г. Москва, Саввинская набережная, д. 19с1А, не имеется.
Довод заявителя о том, что в ходе производства по делу не доказан факт причинения вреда среде обитания водных биоресурсов, не влияет на законность постановления должностного лица и судебных решений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, выражается в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, то есть указанный состав является формальным и влечёт административную ответственность независимо от наступления последствий нарушения указанных правил.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного в ст. 28.5 КоАП РФ, не может быть принята во внимание, так как согласно изученным материалам дела, по результатам поверки старшим государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов г. Москвы 23 ноября 2016 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по факту нарушения природоохранного законодательства РФ при проведении строительных работ на Саввинской набережной реки Москва. В связи с тем, что на момент возбуждения дела об административного правонарушения субъект, осуществляющий проведение строительных работ, установлен не был, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не вручалась лицу, в отношении которого ведётся производство по делу.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьёй 28.7 КоАП РФ.
Из представленных материалов дела усматривается, что 23 декабря 2016 года руководителем Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству вынесено определение о продлении срока административного расследования в порядке КоАП РФ на один месяц, то есть до 23 января 2017 года.
По окончании административного расследования по настоящему делу должностным лицом административного органа 10 января 2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ.
В соответствии с КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых 33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучение материалов дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ГБУ "Гормост" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ГБУ "Гормост", не усматривается.
При назначении наказания были учтены данные о юридическом лице, а также обстоятельства и характер совершённого им противоправного деяния.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГБУ "Гормост" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.33 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не влечёт изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.
Так, в соответствии со ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем, оснований для применения положений указанной нормы исходя из фактических обстоятельств данного дела, не имеется, поскольку одновременное нарушение Учреждением правил охраны среды обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов, регулируемых разными нормативно-правовыми актами, в части проведения ГБУ "Гормост" работ по реконструкции лестничных сходов в районе Саввинской набережной в городе Москве напротив дома 19А стр. 1 А без согласования с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству (бездействие) и загрязнение в результате указанных работ акватории водного объекта реки Москвы строительным мусором (действие), не являются одним действием или бездействием и не образует единое событие административного правонарушения.
В данном случае бездействие и действия ГБУ "Гормост" образуют реальную совокупность административных правонарушений, в связи с чем должностное лицо и судебные инстанции правильно применили ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения ГБУ "Гормост" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь, и КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 255/2 заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 23 января 2017 года, решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года и решение Московского городского суда от 26 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения "Гормост" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "Гормост" Бреусова И.П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.