Гагаринского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ГУП г.Москвы "РЭМ",
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора Шарковой О.В. от 25 января 2016 года N2.3-15/16 ГУП г.Москвы "РЭМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ГУП г.Москвы "РЭМ" - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ГУП г. Москвы "РЭМ", в лице защитника по доверенности Новиковой Л.А., обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ГУП г.Москвы "РЭМ" не является субъектом административного правонарушения, поскольку не обладает правами на газовое оборудование, установленное бывшим арендатором здания ООО "СДС-Д"; суд не привлек к участию в деле собственника котельной ООО "СДС-Д" и не учел, что котельная не эксплуатируется, газоснабжение отключено; в решении суда не указан порядок и срок обжалования.
В судебном заседании защитник ГУП г.Москвы "РЭМ" по доверенности Пантелеев Б.К. жалобу поддержал.
Представитель МТУ Ростехнодзора по доверенности Мальсагов И.М. с жалобой не согласен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ГУП г.Москвы "РЭМ" по доверенности Пантелеева Б.К., представителя МТУ Ростехнадзора по доверенности Мальсагова И.М., не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
Административная ответственность по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ наступает за нарушение промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Указанные документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов.
Согласно п. 12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по и взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, и классов опасности подлежит лицензированию.
По смыслу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в к данному Закону; опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности; присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
данного Закона определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В силу и данного Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
При этом, владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта. Страхователь - владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (, Федерального закона от 27.07.2010г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте").
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2015 года в 12 час. 00 мин. должностными лицами МТУ Ростехнадзора при проведении внеплановой документарной проверки ГУП г.Москвы "РЭМ" (до реорганизации - ГУП "Московское имущество", адрес места нахождения: г.Москва, ул.Кржижановского, д.*** место осуществления деятельности юридического лица: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.*** были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области состояния промышленной безопасности сети газораспределения, относящейся к опасным промышленным объектам, а именно:
- отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д. *** в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст. 6 Федерального закона N116-ФЗ от 21.07.1997г "О промышленной безопасности" опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. N492, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- опасный производственный объект по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.1, не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в нарушение требований ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.*** в нарушение требований ч.1 ст. 9, ст. 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.***, не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности" опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, в нарушение требований ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности" опасных производственных объектов";
- отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте ГУП г.Москвы "РЭМ", согласованной руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы или профессионального аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание объекта, в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности" опасных производственных объектов", п.п.2,9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013г. N730;
- в МТУ Ростехнадзор не представлена заверенная руководителем Учреждения копия разработанного с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ГУП г.Москвы "РЭМ", в нарушение требований п.3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N263;
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ГУП г.Москвы "РЭМ", что является нарушением требований ч.1. ст. 9 ст.11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- в МТУ Ростехнадзор не представлены сведения об организации производственного контроля, в нарушение требований п.14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999г. N263, ст. 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- отсутствует документ, регламентирующий Порядок расследования и учета инцидентов на опасных производственных объектах ГУП г.Москвы "РЭМ", утвержденный эксплуатирующей организацией ГУП г.Москвы "РЭМ", и согласованный с МТУ Ростехнадзора, в нарушение требований п.32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011г. N480;
- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.***, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, в нарушение требований п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013г. N542, зарегистрированных в Минюсте России 31.12.2013г. N30929;
- отсутствует проектная и исполнительная документация на строительство опасного производственного объекта по адресу: г.Москва, 2-ой Варшавский проезд, д.*** в нарушение требований п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013г. N542, зарегистрированных в Минюсте России 31.12.2013г. N30929.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГУП г.Москвы "РЭМ" в его совершении подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом и судьей доказательств, в том числе, распоряжением Ростехнадзора от 24.11.2015г. N3558-р; актом проверки от 25.12.2015г. N1114/23; предписанием от 25.12.2015г. N412/2.3; протоколом об административном правонарушении от 15.01.2016г. N2.3-15.
Указанные доказательства оформлены сотрудниками МТУ Ростехнадзора в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты и положены в основу обжалуемых актов.
В силу КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГУП г.Москвы "РЭМ" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Федерального от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013г. N492, Федерального закона от 04.05.2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Правительством Российской Федерации от 26.08.2013г. N730, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999г. N263, Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. N480, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013г. N542, зарегистрированных в Минюсте России 31.12.2013г. N30929.
Доводы жалобы о том, что ГУП г.Москвы "РЭМ" не является субъектом административного правонарушения, поскольку газовое оборудование и котельная находится в собственности бывшего арендатора здания ООО "СДС-Д", не привлеченного к участию в деле, а также суд не учел, что котельная не эксплуатируется, газоснабжение отключено, не влияют на правильность квалификации действий ГУП г.Москвы "РЭМ", в хозяйственном ведении которого находится здание по адресу: г.Москва, 2-й Варшавский проезд, д***, где находится опасный производственный объект. Привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица арендодателя здания нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Оспариваемое решение судьи по настоящему делу соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ и является мотивированным. Отсутствие в решении суда сведений о порядке и сроке обжалования принятого решения, не влечет отмену судебного акта, поскольку данное обстоятельство не помешало ГУП г.Москвы "РЭМ" обжаловать его в предусмотренный законом срок в соответствующий суд.
Доказательств невозможности соблюдения установленных требований в области промышленной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от юридического лица причинам, заявителем не представлено.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях указанного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица, судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований РФ.
Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции КоАП РФ, в соответствии с требованиями,, КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ для данной категории дел.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении настоящего дела соблюден, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь - КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление главного государственного инспектора по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора Шарковой О.В. от 25 января 2016 года N2.3-15/16, решение судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ГУП г.Москвы "РЭМ" оставить без изменения, жалобу ГУП "РЭМ" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.