Судья Московского городского суда Новикова Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. - Мясумова М.С. на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, промышленной безопасностью Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Забело В.И. от 23 сентября 2016 года N34-0267, решение судьи Басманного районного суда г.Москвы от 05 июля 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ в отношении генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" -Букина О.Ю.,
УСТАНОВИЛ
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, промышленной безопасностью Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Забело В.И. от 23 сентября 2016 года N34-0267 генеральный директор АО "Первая Грузовая Компания" Букин О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г.Москвы от 05 июля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Букина О.Ю. без удовлетворения.
Не согласившись с указанными выше постановлением должностного лица, решением судьи районного суда, защитником генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. - Мясумовым М.С. подана жалоба в Московский городской суд, в которой поставлен вопрос об отмене данных актов и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что заявителем правомерно ведутся технические паспорта вагонов формы ВУ-4М в отношении 300 вагонов для перевозки опасных грузов, в соответствии с Методическими указаниями по учету грузовых вагонов ОАО "РЖД", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 21.05.2013г. N 1151р, материалы дела исследованы судом неполно и необъективно; вывод суда о том, что в нарушение п.1 ст.17 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п.п.1 и 23 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог, п.5 РД 587-2008 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утв. 54 Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011г. N54), предприятием эксплуатируется на путях общего пользования 29 вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов выпуска с 01.01.1985г. с установленными на них поглощающими аппаратами класса Т0, после проведения данными вагонами деповского ремонта, является необоснованным, сделан с нарушением норм материального права; в постановлении неверно определен субъект правонарушения. Кроме того, полагает, что судом не исследован вопрос о малозначительности административного правонарушения. Генеральный директор АО "Первая Грузовая Компания" Букин О.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник Г енерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. - Мясумов М.С. жалобу поддержал.
Представитель Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности Векшин В.В. с жалобой не согласен.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
Частью 6 ст. 11.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных -, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно п.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003г. N 17-ФЗ) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В силу п.6 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ за нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 8 Приложения N5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010г. N 286 (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), предусмотрено, что на каждый локомотив, вагон, единицу моторвагонного железнодорожного, специального и специального самоходного подвижного состава должен вестись технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
Согласно п.1 Приложения N5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
В силу п.23 Приложения N5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасность движения железнодорожного подвижного состава являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие его техническое обслуживание и ремонт, а также уполномоченные работники владельца железнодорожного подвижного состава.
Пунктом 5 РД 587-2008 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520мм. Руководство по деповскому ремонту", утв. пятьдесят четвертым Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 года N 54) (далее - Протокол от 18-19 мая 2011г. N 54) установлено, что поглощающие аппараты класса Т0 к установке на цистерны для перевозки опасных грузов выпуска с 01.01.1985г. не допускаются. Они должны быть заменены аппаратами повышенной энергоемкости не ниже класса Т1.
Как следует из материалов дела, 02 сентября 2016 года по результатам проведения Центральным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта внеплановой документарной проверки в отношении АО "Первая Грузовая Компания" выявлены нарушения обязательных требований закона в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: в нарушение п. 8 приложения N5 к правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010г. N286, не ведутся технические паспорта вагонов (формы ВУ-4М) у 300 вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов; в нарушение п.1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003г. N7-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", п. 1 и 23 приложения 5 к правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010г. N286, п. 5 РД 587-2008 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденного 54 Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Протокол от 18-19 мая 2011 г. N54), на 29 вагонах-цистернах для перевозки опасных грузов выпуска с 01.01.1985г., установлены поглощающие аппараты Т0, вместо предусмотренных не ниже класса Т1 после проведения данным вагонам деповского ремонта.
Факт совершения генеральным директором АО "Первая Грузовая Компания" Букиным О.Ю. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они обоснованно положены должностным лицом в основу обжалуемого постановления.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо и судья правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали правильную юридическую оценку действиям генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного 11.1 КоАП РФ, и виновности генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. в его совершении.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы защитника о том, что заполнение технических паспортов формы ВУ-4М осуществляется АО "Первая Грузовая Компания" в соответствии с Методическими указаниями по учету грузовых вагонов ОАО "РЖД", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 21 мая 2013 года N1151р, поскольку данные Указания не являются нормативным правовым актом, а используются как внутренний локальный документ для служебного пользования ОАО "РЖД" и устанавливают порядок ведения инвентарного, бухгалтерского и налогового учета грузовых вагонов парка ОАО "РЖД" (раздел 1 п.1 Указания). Кроме того, Положение о Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества (утв. Протоколом от 20-21 мая 2015г. N62 Совета, принят к руководству и исполнению Приказом Министерства транспорта РФ от 30.05.2014г. N 202) не предусматривает утверждения данной Комиссией документации, включающей в себя технические условия, ремонтные и эксплуатационные документы (п.2.3 Положения).
Вопреки доводу жалобы, вывод суда о нарушении п.1 ст.17 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п.п.1 и 23 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог, п.5 РД 587-2008 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утв. 54 Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011г. N54), при эксплуатации АО "Первая Грузовая Компания" на путях общего пользования 29 вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов выпуска с 01.01.1985г. с установленными на них поглощающими аппаратами класса Т0, после проведения данными вагонами деповского ремонта, является правильным.
Пунктом 5 Протокола от 18-19 мая 2011г. N 54 предусмотрено, что поглощающие аппараты класса ТО к установке на цистерны для перевозки опасных грузов с 01.01.1985г не допускается. Они должны быть заменены аппаратами повышенной энергоемкости не ниже класса Т1.
В документ - "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", принятый Протоколом от 18-19 мая 2011г. N 54 на 56-м, 57-м, 59-м, 60-м, 61-м, 64-м заседаниях Советов по железнодорожному транспорту) государств - участников Содружества вносились изменения. При этом, в пункт 5 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту" изменения в части сроков и установки (замены) поглощающих аппаратов имели свойства только по увеличению его класса или энергоемкости, то есть не ниже класса Т2.
Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда о том, что установка поглощающих аппаратов на вагонах- цистернах для перевозки опасных грузов класса Т0 не допускается, является правильным.
Довод жалобы о том, что в постановлении неверно определен субъект правонарушения, поскольку ответственность за надлежащее оформление технической документации и техническое состояние вагонного парка, промышленной безопасности несет заместитель генерального директора - главный инженер, не является основанием для освобождения генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю. от административной ответственности.
Административная ответственность должностных лиц установлена ст.2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье, в частности, установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, генеральный директор АО "Первая Грузовая Компания" Букин О.Ю. правомерно привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 11.1 КоАП РФ за нарушение п. 8 приложения N5 к правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010г. N286, п.1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003г. N7-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", п. 1 и 23 приложения 5 к правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010г. N286, п. 5 РД 587-2008 "Грузовые вагоны железнодорожной колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденного 54 Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Протокол от 18-19 мая 2011 г. N54).
Несогласие защиты с толкованием судом норм КоАП РФ, законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод защитника о том, что судьей районного суда не исследован вопрос о малозначительности совершенного генеральным директором АО "Первая Грузовая Компания" Букиным О.Ю. административного правонарушения, не может повлечь удовлетворение жалобы.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения генеральным директором АО "Первая Грузовая Компания" Букиным О.Ю. административного правонарушения, предусмотренного 11.1 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения у судьи районного суда не имелось.
Оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч.6 ст. 11.1 КоАП РФ, с учетом требований,, КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отменены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения, промышленной безопасностью Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Забело В.И. от 23 сентября 2016 года N34-0267, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 05 июля 2017 года, по делу об административном правонарушении по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ в отношении генерального директора АО "Первая Грузовая Компания" Букина О.Ю., оставить без изменения, жалобу защитника Букина О.Ю. - Мясумова М.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.