Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Борниковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" ФИО на решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бузулукский противотуберкулезный диспансер"
установил:
постановлением заместителя начальника отдела АТ и АДН Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от 25 мая 2017 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранение "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" ( далее по тексту ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, главный врач ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" ФИО просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитников Галюк О.П., Киселева В.И., поддержавших доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля должностное лицо, вынесшее постановление ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года N7 в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения органа государственного контроля Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области от 12 апреля 2017 года N 03-18\304 была проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУЗ Бузулукский противотуберкулезный диспансер" в рамках контроля в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Срок проведения проверки был установлен с 02 мая 2017 года по 31 мая 2017 года.
Согласно акту от 16 мая 2017 года проверка осуществлялась фактически 15.05.2017г. с 10.00 до 13.00 часов и 16 мая 2017 года с 09.00 до 10.00 часов. По результатам проверки согласно акту от 16 мая 2017 года было установлено, что ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" были нарушены требования по планированию мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, отсутствует план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе, отсутствует план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Оставляя постановление должностного лица от 25 мая 2017 года без изменения, судья районного суда при рассмотрении жалобы пришел к выводу о доказанности вины ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Однако данные выводы не основаны на материалах дела, судьей не дана оценка представленным доказательствам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ состоит в осуществлении перевозок пассажиров с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, которые предусматривают необходимость ежегодного планирования мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Вместе с тем как следует из пояснений защитника ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" Киселева В.И., 15 мая 2017 года в ходе проверки должностным лицом был запрошен план проведения мероприятий по предупреждению ДТП на 2017 год. Поскольку он работал в данной организации с марта 2017 года, то не знал о том, что данный план был утвержден главным врачом и имелся в наличии, его с этим планом никто не знакомил, поэтому он сообщил должностному лицу о том, что план отсутствует. В тот же день он узнал от работников, что данный план был разработан на 2017 год и имеется в наличии. 16.05.2017 г. он предоставил данный план должностному лицу, однако уже был составлен акт, где было отражено указанное нарушение.
Обстоятельства, указанные защитником объективно подтверждаются совокупностью представленных доказательств: актом о результатах служебного расследования от 14 августа 2017 года, которым было установлено, что план мероприятий обеспечивающих безопасную перевозку был разработан и утвержден главным врачом в начале 2017 года, план был разработан ФИО16. и хранился в отделе кадров. Однако с приказом и планом Киселев В.И. при приему на работу как специалист по охране труда ознакомлен не был, план ему не передавался, однако фактически мероприятия он проводил. По результатам служебного расследования комиссия рекомендовала объявить ФИО2 специалисту отдела кадров дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
Факт того, что план был разработан и имелся в наличие у ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" подтверждается самим планом имеющемся в деле, а также приказом N29 от 09.01.2017г. " О разработке указанного плана на 2017 год", ответственным за разработку была назначена бухгалтер ФИО3
Приказом от 16.01.2017 года N 39 был утвержден план мероприятий по предупреждению ДТП на 2017 года. Издание указанных приказов подтверждается копиями журналов регистрации приказов по основной деятельности на 2017 год, которые оформлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Кроме того, защитником представлены журналы, которые ведутся ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" во исполнение плана мероприятий по предупреждению ДТП на 2017 года, а именно: журналы регистрации результатов предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (ведется во исполнение п. 7 плана), журнал учета движения путевых листов ( во исполнение п. 14 плана), журналы послерейсовых и предрейсовых медицинских осмотров ( во исполнение п. 6 плана), журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения ( во исполнение п. 2 плана). Оснований не доверять представленным юридическим лицом доказательствам не имеется, поскольку все документы заверены надлежащим образом, взаимно дополняют друг друга и позволяют установить юридически значимые обстоятельства.
Один лишь факт того, что план проведения мероприятий не был предоставлен немедленно должностному лицу проводившему проверку не является основанием для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт того, что данный план был разработан и имелся в наличие в организации в соответствии с п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров.
Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление не оспаривал факт того, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении план мероприятий был предоставлен защитником юридического лица, однако данный факт не нашел отражение в постановление и этому оценка не дана. Доводы должностного лица о том, что план был разработан задним числом опровергаются приказами о разработке плана на 2017 год и его утверждении, а также совокупностью других доказательств, исследованных судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Защитником юридического лица были представлены доказательства, которые в своей совокупности подтверждают тот факт, что ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" были соблюдены требования законодательства, а именно Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Однако, судьей при рассмотрении жалобы заявителя не была дана оценка представленным юридическим лицом в подтверждении своей невиновности доказательствам, а именно: плану мероприятий по предупреждению ДТП на 2017 год, приказу от 09.01.2017 года N 29 о разработке плана мероприятий по предупреждению ДТП на 2017 года, приказу от 16.01.2017 года N 39 об утверждении плана, журналам учета движения путевых листов, регистрации приказов по основной деятельности на 2017 год, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела АТ и АДН Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 от 25 мая 2017 года не может быть признано законным и обоснованным, поскольку имеются доказательства, объективно подтверждающие тот факт, что ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" были соблюдены обязанности по планированию мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
По изложенным основаниям подлежит отмене постановление от 25 мая 2017 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года, оставившее без изменения указанное постановление, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения).
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела АТ и АДН Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Коннова Ю.В. от 25 мая 2017 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ГБУЗ "Бузулукский противотуберкулезный диспансер" прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Жалобу заявителя удовлетворить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Хлынина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.