Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Коваленко А.И., Сенякина И.И.,
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Утигенова Т.У. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Акбулакском районе Оренбургской области о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) Кучеровой Г.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Утигенова Т.У. и его представителя Мухамедовой Н.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Утигенов Т.У. обратился в суд с иском о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии, указав, что 28 февраля 2017 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Акбулакском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением начальника управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе от 25 апреля 2017 года N ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
Считает отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости необоснованным.
В Управлении Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе имеется справка филиала АО "*** от 18 июня 2014 года N в абзаце 2 которой говорится, что станция ***, в состав которой входит 9-я дистанция пути, где работал истец в период с 11 августа 1971 года по 02 августа 2001 года относится к сортировочной внеклассной железнодорожной станции с интенсивным движением поездов.
Согласно справке работодателя N от 07 апреля 2017 года, на которую ссылается ответчик в обоснование отказа в назначении пенсии, указано, что с 2002 года по 2008 год интенсивность движения поездов составляла 25 пар поездов в сутки, а с 2008 года по 2013 год- 29 пар поездов в сутки. В этой же справке работодатель информирует, что интенсивное движение поездов по графику считается при движении на однопутных участках более 24-пар поездов в сутки. Однако ответчик эти периоды в льготный стаж не включает.
Ссылка ответчика на отсутствие в сведениях, представленных работодателем, кода льготных условий - не вина работника и отсутствие кода льготных условий, в сведениях, передаваемых работодателем, не является основанием для лишения работника права на льготную пенсию.
Исходя из изложенного, из стажа, продолжительностью 20 лет 03 месяца 05 дней, которые истец проработал монтером пути, исключению подлежит только период с 03 августа 2001 года по 31 декабря 2001 года, когда интенсивность движения поездов не подтверждена.
Льготный стаж составляет 19 лет 10 месяцев 07 дней, что достаточно для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости.
Просил признать за ним право на получение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в качестве монтера пути *** с 24 мая 1993 года по 02 августа 2001 года и с 01 января 2002 года по 29 августа 2013 года - 19 лет 10 месяцев 07 дней, назначить и выплатить ему пенсию с 05 марта 2017 года. Взыскать с ответчика судебные расходы за оказание юридических услуг 3 000 рублей и госпошлину в размере 300 рублей.
Ответчик иск не признал.
Решением суда исковые требования Утигенова Т.У. удовлетворены.
Суд постановилобязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Утигенову Т.У. для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды его работы:
- с 24 мая 1993 года по 02 августа 2001 года монтёром пути филиал ***
- с 01 января 2002 года по 29 августа 2013 года монтером пути и бригадиром филиала ***
Назначить и выплатить Утигенову Т.У. пенсию, начиная с 28 февраля 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области в пользу Утигенова Т.У. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей, в счет возврата государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) (далее УПФР в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное)), ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно материалам дела Утигенов Т.У. 28 февраля 2017г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Акбулакском районе Оренбургской области от 25 апреля 2017г. N Утигенову Т.У. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости. Продолжительность страхового стажа истца оставила 25 лет 05 мес. 19 дней.
В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не зачтён период с 24 мая 1993г. по 29 августа 2013г. монтёром пути филиала ***", так как работодателем не подтверждена занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Кроме того после даты регистрации заявителя в системе обязательного пенсионного страхования, индивидуальные сведения представлены без кода льготных условий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 24 мая 1993 года по 01 ноября 1996 года Утигенов Т.У. работал в должности монтера пути 9-й ***, 01 ноября 1996 года он зачислен монтёром в штат участка пути ***, 01 октября 1997г. принят в ***, 01 октября 1997г. зачислен в штат *** на 9 околотке, с 05 июля 1999г. в связи с изменением административного деления границ околотков считать работающим на восьмом околотке, 15 мая 2001г. истец был переведён бригадиром пути на восьмом околотке, 02 июня 2003г. переведён монтёром пути. С 28 февраля 2006 года по 29 августа 2013 года истец работал в должности бригадира пути восьмого околотка.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца.
В соответствии с приказом зам.министра путей сообщения СССР N Г-21229 от 11 августа 1971г. и приложением к нему, железнодорожная станция *** отнесена к внеклассной.
Из справки филиала *** от 24 апреля 2017 года N на запрос Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе следует, что станция *** является узловой станцией, то есть к станции примыкают три направления: (адрес) - (адрес)- (адрес), все три направления однопутные. Интенсивность движения поездов по *** железнодорожному участку составляло: с 1982 года по 1992г. - 30 пар поездов в сутки; с 1992 года по 1998 год 20 пар поездов в сутки; с 1998 года по 2002 год 24 пар поездов в сутки; с 2002 года по 2008 год 25 пар поездов в сутки; с 2008 года по 2013 год 29 пар поездов в сутки.
На основании правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта за N главы "Общие положения" пункта 1.42 от 05.02.2013 года утвержденного Правительством Республики Казахстан, что включает в себя интенсивное движение поездов - это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных более 24 пар поездов в сутки.
Справку, уточняющую льготный характер работы с указанием интенсивности поездов предоставить невозможно, так как за период с 1993г. по 2013г. интенсивность менялась, и отчисления в Пенсионный Фонд на должность монтёра пути льготной профессии не осуществлялась.
Согласно справке, выданной филиалом *** 18 июня 2014 года N, на которую ссылается истец и его представитель, в период с 11 августа 1971 года по 02 августа 2001 год *** относилась к сортировочной внеклассной железнодорожной станции с интенсивным движением поездов.
02 августа 2001г. станция *** отнесена к сортировочной станции 1 класса. 02 мая 2002г. станция *** из категории сортировочной станции *** переведена в категорию участковой станции ( по характеру работы). размер движения пассажирских и грузовых поездов по графику на однопутном участке разъезд N(адрес) с 2004г. по 2009г. не превышали 24 пары поездов, за 2007-2008гг. размеры движения составили 27 пар поездов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены доказательства того, что в спорный период с 24 мая 1993 года по 02 августа 2001 года он работал в должности монтера пути на участке магистральной железной дороги с интенсивным движением поездов в сутки, что является основанием для включения спорного периода с 24 мая 1993 года по 02 августа 2001 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В спорный период с 01 января 2002 года по 29 августа 2013 года, истец работал в должности монтер пути и бригадир в *** дистанция пути, в оспариваемый период согласно справке филиала *** интенсивность движения поездов в сутки с 2002 года по 2008 год 25 пар, с 2008 года по 2013 год 29 пар.
Таким образом, подтверждено, что истец в спорный период с 01 января 2002 года по 29 августа 2013 года, работал в должности монтера пути на участке магистральной железной дороги с интенсивным движением поездов в сутки, что является основанием для включения указанного периода работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992г. N 272 поименованы монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Министерства транспорта РФ 21 декабря 2010г. N 286, используются следующие понятия: интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов ( в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с частями 1,2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В пп. "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В пп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежит работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
Согласно пункту 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из справки филиала акционерного общества *** от 24 апреля 2017 года N, предоставленной в пенсионный орган и положенной в основу решения суда, следует, что сведения об интенсивности движения поездов предоставлены по *** железнодорожному участку, который, в свою очередь включает в себя три направления: (адрес) - (адрес) Утигенов Т.У. работал не на станции ***, а на участке (адрес)(адрес). Интенсивность движения поездов на данном участке работодатель не подтверждает. Более того в выдаче справки, уточняющей особый характер работы истцу отказано.
Так же на запрос суда первой инстанции работодатель 16 августа 2017г. сообщил, что филиал *** не имеет возможности предоставить справку, уточняющую льготный характер работы с указанием интенсивности движения поездов на Утигенова Т.У., работавшего монтёром пути, бригадиром пути в период с 24 мая 1993г. по 29 августа 2013г., так как участок (адрес) - (адрес) не ведёт приём и отправление пассажирских и грузовых поездов. Монтёры пути осуществляют объём работ гораздо меньше, чем на станции *** Интенсивность движения поездов на данном участке отсутствует.
Справка, выданная филиалом *** 18 июня 2014 года N, необоснованно учтена судом, поскольку данная справка истцом при обращении за назначением пенсии в пенсионный орган не предоставлялась. Указанная справка была выдана по запросу суда и в связи с разрешением спора о назначении досрочной страховой пенсии иного лица. При вынесении ответчиком решения по заявлению Утигенова Т.У. о назначении пенсии она не была предметом исследования.
Поскольку с учётом норм действующего пенсионного законодательства сведения персонифицированного учёта, предоставляемые работодателем в пенсионный орган в отношении застрахованных лиц, имеют юридическое значение при разрешении споров о пенсионных правах указанных лиц при обращении их за назначением пенсии, судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство представителя ответчика о приобщении к материалам дела выписки из лицевого счёта застрахованного лица Утигенова Т.У., на которую ответчик ссылался, принимая оспариваемое истцом решение.
Из данной выписки следует, что после регистрации Утигенова Т.У. в системе обязательного пенсионного страхования индивидуальные сведения в отношении истца работодателем представлены без кода льготных условий.
На основании части 20 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Из смысла данной статьи следует, что суд проверяет законность и обоснованность решения пенсионного органа, вынесенного с учётом представленных документов, подтверждающих стаж лица, обратившегося за назначением пенсии, в том числе и досрочной.
Ввиду того, что в пенсионный орган не поступили документы, подтверждающие стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, у ответчика отсутствовали основания для включения спорных периодов в его специальный стаж и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, в соответствии с ч.6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела страховые взносы по тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации работодателем не уплачивались.
То есть и по указанному основанию судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о возможности возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца периоды его работы после 01 января 2013г.
Из-за отсутствия требуемого стажа на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, право на досрочную страховую пенсию у Утигенова Т.У. на дату обращения за ней не наступило.
Таким образом, решение пенсионного органа является законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования Утигенова Т.У. удовлетворению не подлежали.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2017г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым Утигенову Т.У. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области о возложении обязанности по включению в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 24 мая 1993г. по 02 августа 2001г. монтёром пути филиала *** с 01 января 2002г. по 29 августа 2013г. монтёром пути и бригадиром филиала *** назначении и выплате пенсии с 28 февраля 2017г. и о взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.