судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Кедриной О.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Овчинниковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ФКУ "Войсковая часть N 62632" на решение Советского районного суда г.Липецка от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
"Взыскать с Войсковой части N 62632 в пользу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования "Министерства Обороны Российской Федерации денежные средства в сумме в размере 84172,00 руб.
Взыскание производить за счет денежных средств, поступающих на счета ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям", в целях финансирования деятельности войсковой части N 62632, открытых в управлении Федерального казначейства Российской Федерации по Тамбовской области".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России обратилось в суд с иском к войсковой части N 62632 о взыскании ущерба, причиненного незаконной вырубкой лесных насаждений .
В обоснование требований истец указал, что начальником полигона в/ч N62632 в период с 17 по 18 апреля 2014 года организованы работы по незаконной вырубке лесных насаждений лиственных и хвойных пород объемом 42,52 куб.м, произраставших на территории Тополевского лесничества МО России (квартал 75). В ырубкой леса без разрешительных на то документов на лесном участке, находящемся в пользовании Министерства обороны РФ, ответчик причинил ущерб лесному фонду Российской Федерации, в связи с чем причиненный ущерб в размере 84 172 руб. просил взыскать с ответчика.
Представитель ответчика войсковой части N 62632 по доверенности Болотникова Н.А. иск не признала. Не оспаривая размер ущерба и факт произведенной вырубки деревьев в квартале 75 выделе 15 на авиационном полигоне "Кушалино" в период с 17 по 18 апреля 2014 года, утверждала, что 10.04.2014 года начальник авиационного полигона ФИО9 направил в Тополевское военное лесничество уведомление о производстве работ, связанных с рубкой лесных насаждений для расчистки территории полигона от высоко стоящих деревьев, мешающих работе авиации, а поэтому ответчиком не были нарушены нормы законодательства в области лесного хозяйства.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 27.04.2016 года исковые требования были удовлетворены.
Определением того же суда от 03.08.2017 года решение Советского районного суда г. Липецка от 27.04.2016 года было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" и ФКУ "Управление финансового обеспечения Мииистерства- обороны Российской Федерации по Тверской области".
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Представители 3-х лиц ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по, Тверской области" в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрение дела в их отсутствие.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ФКУ " Войсковая часть N 62632 " просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушения норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Судом установлено, что на территории выдела 15 квартала 75 Ворошиловского участкового лесничества Тверского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России располагается авиационный полигон, обслуживание которого осуществляет войсковой частью 62632, руководителем филиала авиационного полигона в/ч 62632-Л "адрес" является ФИО9
23.04.2014 года был обнаружен факт рубки леса, в связи с чем 25.04.2014 года представителями Тверского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России была проведена проверка, что подтверждается протоколом N2 от 25.04.2014 года, материалами проверки КУСП N 435 от 24.02.2014 года. Данный факт также установлен в результате проверки, проведённой Военной прокуратурой Тверского гарнизона и в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался.
В ходе проведения вышеуказанных проверок, установлено, что начальник филиала полигона в/ч 62632-Я ФИО9 в нарушение требований действующего законодательства в период с 17 по 18 апреля 2014 года на территории полигона организовал работы по рубке лесных насаждений, в связи с чем срублены деревья лиственных и хвойных пород (ель - 3.64 куб.м., береза- 8.32 куб.м., осина - 30.26 куб.м., ольха - 0.30 куб.м., всего объёмом 42,52 куб.м.), чем причинён ущерб в размере 84 172 руб., который рассчитан на основании Постановления правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причинённого лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" N 273 от 08.05.2007 года и Постановлении правительства РФ "О ставках платы за единицу объёмов лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" N 310 от 22.05.2007года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался действующим законодательством, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения, оценил предоставленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу о том, что произведенная ответчиком рубка лесных насаждений в объеме 42,52 куб.м, осуществленная в период с 17 по 18 апреля 2014 года, является самовольной, поскольку не была согласована с органом, которому переданы полномочия по защите и охране лесного фонда МО РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно частям 1 и 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" предусмотрено закрепление за Министерством обороны Российской Федерации лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, а также утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, согласно которому на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Под закреплением лесов понимается передача федеральному органу исполнительной власти по вопросам обороны лесов, расположенных на землях обороны, в целях постоянного использования их для обеспечения нужд обороны.
На федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны возлагалась организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету. При этом порядок ведения лесного хозяйства, а также порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, определялся в соответствии с лесным законодательством.
Согласно Порядку ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, утвержденному Рослесхозом и Минобороны РФ 5 мая, 5 июня 1998 года, действующему в части, не противоречащей последним изменениям в законодательстве, военные лесхозы (военные лесничества) оформляют и проводят рубки промежуточного пользования, другие лесохозяйственные рубки в порядке, действующем в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России. Рубка леса без лесорубочных билетов запрещается.
В силу п. 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 года N 223, для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, не позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок.
Воинские части и другие организации, независимо от их подчиненности, а также отдельные лица за допущенные ими лесонарушения и нарушения правил пользования лесом, расположенным па землях Министерства обороны Российской Федерации, несут ответственность согласно действующему законодательству. Суммы, взыскиваемые за указанные нарушения, учитываются и используются военными лесхозами (военными, лесничествами) в порядке, действующем на территории данного субъекта Российской Федерации (п.10).
Согласно Уставу ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" ( в настоящее время ФГКУ "УЛХиП"), утвержденному и.о. Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2012 года, учреждение осуществляет свою деятельность в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны. Учреждение, в частности, осуществляет контроль за соблюдением порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Также в соответствии с Уставом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 2015года N297, учреждение осуществляет планирование, организации, управление, анализ и контроль использования лесов земель обороны, организацию и осуществление оперативной работы по проведении. Рейдов, патрулирования лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений в установленных сферах деятельности, фактов браконьерства, незаконных рубок и иных нарушений; производит расчет вреда и ущерба, неустоек в соответствии со своей компетенцией и предъявляет их к взысканию.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на истца возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесом, расположенных па землях Министерства обороны Российской Федерации, на которых дислоцированы не режимные воинские части, учреждения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Воинские части и другие организации, независимо от их подчиненности, а также отдельные лица за допущенные ими лесонарушения и нарушения правил пользования лесом, расположенным па землях Министерства обороны Российской Федерации, несут ответственность согласно действующему законодательству.
Анализируя нормы земельного, лесного законодательства, а также установленный порядок вырубки лесных насаждений, приведены, в том числе, в специальных нормах, регулирующих правоотношения по использованию лесов, расположенных на землях министерства Обороны РФ, суд первой инстанции обоснованно признал установленным, что произведенная ответчиком рубка лесных насаждений в период с 17 по 18 апреля 2014 года, является самовольной, не согласованной с органом, которому переданы полномочия по защите и охране лесного фонда МО РФ. При этом судебная коллегия учитывает, что ответчиком не оспаривалась их обязанность по уведомлению военного лесничества о предстоящей вырубке леса.
Предметом правовой оценки суда первой инстанции являлся довод представителя ответчика о направлении уведомления в филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования "Министерства Обороны Российской Федерации - Тополевское военное лесничество за 7 дней до начала рубки, в подтверждение чего суду представлено уведомление от 10.04.2014года с указанием начала работ 14.04.2014года. Суд обоснованно признал указанные доводы несостоятельными, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не было представлено суду бесспорных доказательств направления данного уведомления адресату. При этом отметка в журнале исходящих служебных документов сама по себе не является достаточным и достоверным доказательством фактического направления данного документа, а также соблюдения требований закона о согласовании работ по сплошной рубке лесных насаждений в установленные законом сроки.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ущерб от незаконно вырубленных лесных насаждений общим объемом древесины 42,52 куб. м, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", составляет 84172 руб.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным и соответствующим требованиями действующего законодательства.
Ответчик, оспаривая стоимость причиненного ущерба, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих причинения вреда в меньшем размере, а также иных расчетов суммы причиненного ущерба, в нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации, не представил.
Довод представителя ответчика о том, что вырубка высоко растущих деревьев осуществлена в связи с крайней необходимостью в целях соблюдения службы и обеспечения безопасности полетов, был предметом правовой оценки суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о правомерности действий ответчика и основанием к отмене решения суда не являются.
У судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 24 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "Войсковая часть N 62632" - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.