Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2017 года жалобу главы администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области
Зинина А.Н. на решение судьи Лопатинского районного суда Пензенской области от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела по общепромышленному надзору и государственному строительному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "данные изъяты" от 23 октября 2017 года глава администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зинин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Зинина А.Н. на указанное постановление решением судьи Лопатинского районного суда Пензенской области от 28 ноября 2017 года постановление оставлено без изменения.
С таким решением судьи районного суда Зинин А.Н. не согласился, в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить на основании положений статьей 2.7 или 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку были устранены все недостатки, отсутствует реальный вред и тяжкие последствия.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Нижне-Волжского Ростехнадзора Казарина И.И. и Ледяеву К.А., полагавших в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
Из дела усматривается, что вывод судьи проверившей законность и обоснованность постановления должностного лица от 23 октября 2017 года основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст. 3 указанного закона).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. "б" п. 11 Правил "организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263 работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан: разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
Материалами дела установлено, что 15 сентября 2017 года в 10 часов 00 минут в ходе проведения плановой выездной проверки администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области проводимой на основании распоряжения от 02.08.2017 года "данные изъяты" врио заместителя руководителя Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "данные изъяты" с целью контроля выполнения и соблюдения администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте Сеть газопотребления Муниципального образования Чумаевский сельсовет (рег. NА50-06176-0001 от 15.01.2014) - III класс опасности, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 года N 730 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 263:
- не разработан "План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах - сеть газопотребления Муниципального образования Чумаевский сельсовет в соответствии с требованиями Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
- не разработано Положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, не выявляются опасные факторы на рабочих местах;
- не разработан план мероприятий на 2017 год по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда;
- не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта - сеть газопотребления Муниципального образования Чумаевский сельсовет Камешкирского района;
- отсутствует Положение о порядке расследования причин инцидентов и их учета на опасном производственном объекте.
Вышеуказанные нарушения могут привести к возникновению аварийной ситуации, что в свою очередь создаст угрозу для жизни и здоровья людей.
Факт совершения главой администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зининым А.Н административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении "данные изъяты" от 09.10.2017 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 02.08.2017 года "данные изъяты"; актом проверки "данные изъяты" от 19.09.2017 года; предписанием "данные изъяты" от 19.09.2017 года; картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Вывод судьи о наличии вины главы администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зинина А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. 2.1 и ст. 2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное главой администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зининым А.Н. административное правонарушение квалифицировано правильно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание главе администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зинину А.Н. назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы главы администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зинина А.Н. о том, что им устранены недостатки выявленных нарушений, являются несостоятельными, поскольку доказательств этому представлено не было.
Ссылки в жалобе на необходимость прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из содержания статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, который рассматривает дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Принимая во внимание характер допущенных главой администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зининым А.Н. нарушений требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, оснований для признания совершенного данным лицом административного правонарушения малозначительным не имеется.
Доводы жалобы о том, что Зинин А.Н. действовал в условиях крайней необходимости, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что исключительных обстоятельств, указанных в статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не усматривается.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Состоявшиеся решения сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела по общепромышленному надзору и государственному строительству надзора по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) "данные изъяты" от 23 октября 2017 года и решение судьи Лопатинского районного суда Пензенской области от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Чумаевского сельсовета Камешкирского района Пензенской области Зинина А.Н. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Пензенского областного суда П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.