Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника ФИО6 и и.о. председателя ФИО7 Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" на решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 19 октября 2017 года,
установил:
постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Макаровой А.П. N 17-362/АР/138/9 от 01 июня 2017 года юридическое лицо - Территориальный союз "Федерация профсоюзов Ставропольского края" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
01 июня 2017 года в адрес Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" вынесено представление N 17-362/АР/138/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 19 октября 2017 года указанные постановление и представление оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобах защитник ФИО8 и и.о. председателя ФИО9 Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" просят отменить решение суда, постановление административного органа и представление и прекратить производство по делу, поскольку они вынесены по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
Возражений на жалобу не поступило.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 16 марта 2017 N 362 "О проведении рейдового осмотра особо охраняемой природной территории в границах национального парка "Кисловодский" в городе Кисловодске Ставропольского края" с целью проверки соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, сотрудниками Департамента совместно с представителем ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский"" в период с 17.03.2017 года по 21.03.2017 года проводился рейдовый осмотр особо охраняемой природной территории в границах национального парка "Кисловодский" в городе Кисловодске Ставропольского края.
В ходе проведения рейдового осмотра на территории особо охраняемой природной территории в границах национального парка "Кисловодский" в городе Кисловодске Ставропольского края 17.03.2017 года в 16 часов 00 минут обнаружены объекты капитального строительства на участке с кадастровым номером N.
На указанном участке находится 1 строение высотой 1 этаж.
Согласно предварительной информации собственником объекта является Федерация независимых профсоюзов России.
При визуальном осмотре прилегающей территории установлено, что строения расположенные на участке находятся в аварийном состоянии, строение и прилегающая территория заброшены хозяйственная или иная деятельность не ведутся.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты данный участок имеет категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения природных парков, по документу - для лечебно-оздоровительных целей.
Так же согласно публичной кадастровой карте участок расположен в границах 2-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск.
В ходе проведения административного расследования было установлено, что правообладателем земельного участка, с кадастровым номером N является Российская Федерация. Согласно свидетельству о государственной регистрации права строительные объекты, расположенные на указанном земельном участке, принадлежат на праве долевой собственности Территориальному Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края".
Также установлено, что расположенные на земельных участках объекты недвижимости не используются.
Согласно письму Ставропольского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" N 04-1/111 от 04.04.2017, данный участок (кадастровый номер N) полностью находится на территории нераспределенного фонда недр в пределах второй зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск, в границах которого расположено Кисловодское месторождение минеральных подземных вод.
Из письма Департамента по недропользованию по Северо- Кавказскому Федеральному округу N 01-06-06/301 от 05.04.2017 следует, что представители Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" в Кавказнедра не обращался и не получали заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а так же размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденного приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53.
На основании изложенного, должностное лицо пришло к выводу о том, что Территориальный Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края" осуществляет деятельность на указанном земельном участке с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки и в нарушение требований "Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N1425 от 07.12.1996 года. На территории обнаружено накопление отходов производства и потребления.
Постановлением N 17-362/АР/138/9 от 01 июня 2017 года Территориальный Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края" привлечен к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ, также в адрес Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" вынесено представление N 17-362/АР/138/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на организацию возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно, изучить требования нормативно-правовых актов и осуществлять деятельность в соответствии с указанными требованиями, а также принять все необходимые меры со стороны руководства общества с целью недопущения совершения вновь такого правонарушения.
С выводами административного органа согласился судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление.
Однако, данный вывод сделан без выяснения всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административных правонарушениях.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.
Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица.
Для привлечения к ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно-следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции ст. 8.9 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Территориальный Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края" является недропользователем (субъектом данного правонарушения), а также, что им совершены действия (бездействие) направленные на нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки (объективная сторона данного правонарушения).
Согласно учредительным документам Территориальный Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края" основным видом его деятельности является деятельность профессиональных союзов. Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N принадлежат на праве долевой собственности Территориальному Союз "Федерации профсоюзов Ставропольского края". В ходе рейдового осмотра установлено, что расположенные на земельных участках объекты недвижимости не используются.
Сам по себе факт нахождения принадлежащих привлекаемому лицу строений, которые не используются, на земельном участке, расположенном в границах 2-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск не свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ.
Изложенные в постановлении о привлечении к административной ответственности выводы о том, что на территории обнаружено накопление отходов производства и потребления являются несостоятельными, поскольку ничем не подтверждены, в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований такие сведения не отражены.
Также в постановлении о привлечении к административной ответственности должностное лицо не установило, каким образом, изложенные в акте проверки обстоятельства могли привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом указанных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в материалах дела не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно ч. 1 - 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" названный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) их должностных лиц при проведении проверок, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров обязательным требованиям совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Закона).
Как видно из материалов дела, 19 мая 2017 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО по итогам проведения рейдового осмотра территории составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 КоАП РФ в отношении Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края".
При таких обстоятельствах, исходя из положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО осуществлялась деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений Территориальным Союзом "Федерации профсоюзов Ставропольского края" обязательных требований, установленных законодательством.
Что касается формы государственного контроля (надзора), то суд приходит к выводу о том, что имело место проведение проверки. Так, нарушение требований законодательства, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении, выявлено при проведении рейдового осмотра территории с 17 марта 2017 года по 21 марта 2017 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО совместно с представителем ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", то есть в результате проведения мероприятий по контролю, перечень которых изложен в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Между тем, в силу требований ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Приведенные положения части 12 статьи 10, статьи 13.2 названного закона предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении (составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.
Процедура проведения внеплановой проверки, в том числе ее согласование с прокуратурой, создает условия для реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем права на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), по итогам проверки составляется акт о проверке, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, подлежащий вручению проверяемому лицу, кроме того, в ходе проверки реализуются иные предусмотренные законом гарантии прав последнего.
Кроме того, из Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, следует, что составление протокола об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к административной ответственности предусмотрено только по результатам проведения проверок и оформления их результатов.
Таким образом, вышеприведенные требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Административного регламента должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО выполнены не были, а потому результаты мероприятия по контролю, проведенного в отношении Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" являются недействительными на основании ст. 20 указанного закона, поскольку получены с грубыми нарушениями закона.
В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Поскольку установленная законом процедура выявления и оформления нарушений законодательства не была соблюдена, то протокол об административном правонарушении вместе с приложением к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимыми доказательством по делу об административном правонарушении.
Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности лица в совершении вменяемого ему противоправного деяния.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции в ходе производства по данному делу об административном правонарушении.
Таким образом, имеющиеся доказательства в их совокупности не позволяют сделать однозначный вывод о виновности Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" в совершении административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в действиях Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, оспариваемое постановление административного органа о привлечении организации к административной ответственности и принятый по настоящему делу судебный акт подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 4 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Должностным лицом по результатам рассмотрения дела в адрес Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" вынесено представление N 17-362/АР/138/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вместе с тем, поскольку наличие в действиях Территориального Союза "Федерации профсоюзов Ставропольского края" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ не подтверждено, вынесение в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представления в адрес организации положениям данной нормы не соответствует, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобы защитника ФИО10 и и.о. председателя ФИО11 Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" удовлетворить.
Постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Макаровой А.П. N 17-362/АР/138/9 от 01 июня 2017 года и решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 19 октября 2017 года отменить.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 (п. 3 ч. 1 ст. 30.7) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по административному делу по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представление от 01 июня 2017 года N 17-362/АР/138/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное в адрес Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" отменить.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.